ТТД: Водоизмещение: 1190 т. Размеры:
длина - 93,9 м, ширина 9,3 м, осадка 3,4 м. Скорость полного хода: 34 узла.
Дальность плавания: 1717 миль при 21 узлах. Силовая установка: 2 паровые турбины,
5 котлов, 2 винта, 23500 л.с. Вооружение: 3х1 102 мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета,
5х2 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж: 111
человек. История корабля: Эскадренный миноносец типа Дерзкий Заказан
в рамках программы судостроения, принятой в 1911 г. и известной как "ассигнование
средств на усиление Черноморского флота". Постройкой этих эсминцев Морской Генеральный
штаб стремился, хотя бы частично, компенсировать отсутствие на Черном море крейсеров.
В конкурсе на проектирование турбинных эсминцев для Черноморского флота
участвовало 6 заводов. В качестве прототипа был выбран эсминец "Новик", с его
мощной артиллерией и высокой скоростью хода. Хотя первое место занял Путиловский
завод - единственный из русских, имевший опыт проектирования и постройки подобных
кораблей, заказ на 4 эсминца передали Обществу Николаевских заводов и верфей,
занявшему лишь 4-ое место, но обещавшему сжатые сроки выполнения работ. Главное
управление кораблестроения и снабжения разрешило Обществу Николаевских заводов
и верфей строить корабли по собственным чертежам. Контракт был подписан 24 февраля
1912 года. Данный эсминец (типа "Дерзкий") практически не отличался от эсминца
"Новик", но так как требования к проектной скорости хода ограничили 34 узлами
(вместо 36 узлов на прототипе), мощность турбин была снижена почти на 7000 л.с.,
что позволило убрать 1 котел и оставить 3 дымовые трубы, соответственно уменьшив
длину корабля. До 3-х сократили число 102-мм орудий, и одно из них разместили
на кормовой надстройке. 24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 31 октября 1913 года заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских
заводов и верфей, спущен на воду 15 марта 1914 года, вступил в строй 29 октября
1914 года. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях
на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы
у берегов Турции, выставлял мины на подходе к проливу Босфор и в районе Варны,
обеспечивал и прикрывал минные постановки легких сил флота. Совместно с другими
кораблями уничтожил до 114 турецких парусников, 11 транспортов и судов, потопил
11 декабря 1915 года турецкие канонерские лодки "Tachkeupru" и "Iesgar", а 31
декабря 1915 года - германскую подводную лодку "UC 13". 21 августа 1916 года,
совместно с эсминцем "Пронзительный", захватил в качестве трофея турецкий пароход
"Туркестан". На минах, выставленных в паре с эсминцем "Пылкий", 29 ноября 1916
года подорвалась и затонула германская подводная лодка "UB 46". 29 декабря
1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. В декабре 1917 года участвовал
в боях против войск генерала Каледина у Ростова-на-Дону и январе 1918 года - против
румынских оккупантов в районе Вилково на Дунае. 30 апреля 1918 года ушел из Севастополя
в Новороссийск, но 19 июня 1918 года вернулся обратно, где был захвачен германскими
войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и в апреле 1919
года уведен в порт Измир на Мраморном море. С октября 1920 года входил
в состав белогвардейских морских сил Юга России, 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами
в Стамбул и затем в Бизерту, где он был интернирован французскими властями. 29
октября 1924 года признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за
сложности международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом"
Франции на слом и в начале 30-х гг. разобран на металл. |