ТТД: Водоизмещение: 1110 т. Размеры: длина - 97,99 м, ширина - 9,3 м, осадка - 3,41 м. Скорость полного хода: 34 узла. Дальность плавания: 1680 миль при 21 узлах. Силовая установка: 2 паровые турбины, 5 котлов, 2 винта, 25000 л.с. Вооружение: 3х1 102-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета, 5х2 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. С 1916 года: 3х1 102-мм, 2х1 47-мм орудия, 4 7,62-мм пулемета, 5х2 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж: 111 человек. История корабля: Эскадренный миноносец (тип "Дерзкий) Заказан в рамках программы судостроения принятой в 1911 году и известной как "ассигнование средств на усиление Черноморского флота". Строилися по проекту Путиловского завода, победившего в конкурсе, объявленным Морским генеральным штабом в 1911 году. По существу, повторял эсминец "Дерзкий", но по внешнему виду корабли обоих классов различались между собой верхним срезом дымовых труб. 24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского флота под названием "Быстрый", 29 октября 1913 года заложен на судоверфи Металлического завода в Санкт-Петербурге, в начале 1914 года перезаложен на судоверфи завода в Ваддона в Херсоне, спущен на воду 7 июня 1914 года, вступил в строй 1 мая 1915 года. В период первой мировой войны входил в состав 22-го дивизиона минной бригады Черноморского флота. Участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, нес блокадную и разведывательную службы у берегов Турции, обстреливал береговые укрепления и портовые сооружения , обеспечивал и прикрывал минно-заградительные и набеговые действия других сил флота, высаживал разведывательно-диверсионные группы. С 10 января по 16 февраля 1916 года участвовал в Эрзерумской наступательной операции. Совместно с другими кораблями уничтожил до 10 турецких парусников и паровых судов. 1 ноября 1917 года вместе с эсминцем "Пылкий" в артиллерийском бою потопил турецкий миноносец "Хамид Абад". 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С января 1918 года проходил капитальный ремонт в мастерских Севастопольского военного порта, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками и вскоре, под литерой "R 02", включен в состав ВМС Германии на Черном море. Из-за неудовлетворительного технического состояния в строй введен не был. 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими интервентами, 29 апреля 1919 года освобожден частями советского Украинского фронта и 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. 14 ноября 1920 года оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул, на следующий день захвачен частями РККА и до 1923 года простоял в Севастопольском порту на приколе. После постановки на капитальный ремонт включен в состав Морских сил Черного моря. Восстановлен на Севастопольском морском заводе и 16 декабря 1927 года вновь введен в строй. С 27 мая по 7 июня 1928 года нанес визит в Стамбул и с 31 августа по 12 сентября 1929 года - в Неаполь. В годы Великой Отечественной войны осуществлял артиллерийскую поддержку частей Одесского оборонительного района, доставку воинских пополнений в Одессу. 28 августа 1941 года крейсер "Червона Украина", лидер "Ташкент", эскадренные миноносцы "Смышленый", "Фрунзе", "Шаумян" и канонерская лодка "Красная Грузия" поддерживали артиллерийским огнем части восточного сектора обороны Одессы в районе деревень Ильинка, Чебанка, Новая Дофиновка, Гильдендорф. Корабли под командованием контр-адмирала Д.Д. Вдовиченко успешно выполнили поставленную перед ними задачу. Маневрируя и прикрываясь дымовыми завесами, вел контрбатарейную борьбу с вражеской артиллерией эскадренный миноносец "Фрунзе". Один тяжелый снаряд попал в корабль, на стыке борта и палубы в районе машинного отделения образовалась пробоина. Механизмы не были повреждены. Пробоина была заделана. Осколками снаряда был убит один и ранено четыре моряка, в том числе командир корабля П.А. Бобровников, который не покинул мостика до окончания операции. Обстановка под Одессой все более осложнялась. Чтобы помочь осажденным войскам, командование флотом решило в ночь на 22 сентября высадить в тылу врага в районе деревни Григорьевка морской десант в составе полка морской пехоты. Руководил операцией командующий эскадрой контр-адмирал Л.А. Владимирский. Высадка десанта возлагалась на отряд кораблей, в который вошли крейсера "Красный Кавказ" (под флагом командира высадки) и "Красный Крым", эскадренные миноносцы "Бойкий", "Безупречный" и "Фрунзе". Командование отрядом возлагалось на командира бригады крейсеров капитана 1 ранга С.Г. Горшкова. Ранним утром 21 сентября командующий эскадрой вышел из Севастополя на эсминце "Фрунзе", чтобы согласовать с командующим Одесским оборонительным районом план взаимодействия при высадке десанта. В 14 ч, находясь в районе Тендровской косы, сигнальщики "Фрунзе" обнаружили горящую канонерскую лодку "Красная Армения" (в нее попала вражеская авиабомба). Эсминец быстро пошел на сближение с терпящим бедствие кораблем, открыв огонь одновременно из орудий всех калибров по самолету, который заходил со стороны солнца для повторной атаки. Отразив атаку фашистского бомбардировщика, моряки эсминца "Фрунзе" спустили шлюпку и начали спасение людей, плавающих неподалеку от канонерской лодки. В этот момент на корабль налетело девять "юнкерсов". Эсминец резко повернул в море и увеличил скорость, но вражеские самолеты догнали его и начали бомбить. Зенитчики под командованием мичмана Бойко вели ответный огонь. Четвертому пикировщику удалось сбросить свой смертоносный груз у борта в районе полубака корабля. Взрывной волной и осколками разрушило часть ходового мостика. Были убиты комиссар корабля, батальонный комиссар Д.С. Золкин, почти всех находившихся в ходовой рубке, в том числе контр-адмирала Л.А. Владимирского, командира корабля и его помощника, ранило. К штурвалу управления рулем, несмотря на ранение, встал сам командир корабля. Очередная бомба попала в палубу эсминца рядом с четвертым орудием. Корабль еще раз сильно встряхнуло, и он резко осел кормой в воду. Вышли из строя правая машина, машинный телеграф и рулевое управление. Эсминец "Фрунзе" начал медленно описывать циркуляцию. В машинном и румпельном отделениях, в кормовом кубрике аварийные команды, задыхаясь от дыма и пара, сражались за жизнь корабля. Им удалось ввести в строй правую машину. Команда успела выбросить эсминец на мелкое место в районе Тендровской косы. Едва эсминец коснулся грунта, к нему подошел буксир ОП-2. В тот же момент раздались взрывы бомб. Одна из них разорвалась в корме буксира. Он стал оседать в воду, а потом, накренившись на левый борт, лег на грунт. Часть моряков добралась вплавь до Тендровской косы, оставшихся на полузатонувшем ОП-2 снял в 17 ч. 30 мин. торпедный катер. Из команды "Фрунзе" спаслось 110 человек, погибло около 50. Переименования корабля: до 05.02.1925 года - "Быстрый" |