ТТД: Водоизмещение: 1190 т. Размеры:
длина - 93,9 м, ширина 9,3 м, осадка 3,4 м. Скорость полного хода: 34 узла.
Дальность плавания: 1717 миль при 21 узлах. Силовая установка: 2 паровые турбины,
5 котлов, 2 винта, 23500 л.с. Вооружение: 3х1 102 мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета,
5х2 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж: 111
человек. История корабля: Эскадренный миноносец типа Дерзкий Заказан
в рамках программы судостроения, принятой в 1911 г. и известной как "ассигнование
средств на усиление Черноморского флота". Постройкой этих эсминцев Морской Генеральный
штаб стремился, хотя бы частично, компенсировать отсутствие на Черном море крейсеров.
В конкурсе на проектирование турбинных эсминцев для Черноморского флота
участвовало 6 заводов. В качестве прототипа был выбран эсминец "Новик", с его
мощной артиллерией и высокой скоростью хода. Хотя первое место занял Путиловский
завод - единственный из русских, имевший опыт проектирования и постройки подобных
кораблей, заказ на 4 эсминца передали Обществу Николаевских заводов и верфей,
занявшему лишь 4-ое место, но обещавшему сжатые сроки выполнения работ. Главное
управление кораблестроения и снабжения разрешило Обществу Николаевских заводов
и верфей строить корабли по собственным чертежам. Контракт был подписан 24 февраля
1912 года. Данный эсминец (типа "Дерзкий") практически не отличался от эсминца
"Новик", но так как требования к проектной скорости хода ограничили 34 узлами
(вместо 36 узлов на прототипе), мощность турбин была снижена почти на 7000 л.с.,
что позволило убрать 1 котел и оставить 3 дымовые трубы, соответственно уменьшив
длину корабля. До 3-х сократили число 102-мм орудий, и одно из них разместили
на кормовой надстройке. 24 октября 1911 года зачислен в списки судов Черноморского
флота, 3 октября 1912 года заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских
заводов и верфей, спущен на воду 31 октября 1913 года, вступил в строй 29 октября
1914 года. В период Первой мировой войны участвовал в набеговых операциях
на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы
у берегов Турции, выставлял мины на подходе к проливу Босфор и в районе Варны,
обеспечивал и прикрывал минные постановки легких сил флота. Совместно с другими
кораблями уничтожил до 55 турецких парусников, 10 транспортов и судов. 11
июня 1915 года в бою с германским легким крейсером "Бреслау" получил попадания
2-х артиллерийских снарядов, потерял ход и на буксире у эсминца "Дерзкий", был
приведен в Севастополь для ремонта. 29 декабря 1917 года вошел в состав
Красного Черноморского флота. 30 апреля 1918 года при эвакуации из Севастополя
в Новороссийск, был поврежден огнем германской полевой артиллерии и во избежании
гибели выбросился на камни в Ушаковской балке, где его подорвал сошедший на берег
экипаж. В начале лета 1918 года снят с камней немцами, восстановлен и 5 июля 1918
года, под литерой "R 03" включен в состав ВМС Германии на Черном море. 24 ноября
1918 года захвачен англо-французскими интервентами и поставлен на ремонт. 29 апреля
1919 года был освобожден частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919
года захвачен белогвардейцами и включен в состав морских сил Юга России. 14
ноября 1920 года уведен врангелевцами в Стамбул и затем в Бизерту, где он был
интернирован французскими властями. 29 октября 1924 года признан правительством
Франции собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки возвращен
не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" французской частной фирме на
слом и в начале 30-х гг. разобран на металл. |