ТТД: Водоизмещение: 1795 т. Размеры:
длина - 93,26 м, ширина 9,07 м, осадка 4,04 м. Скорость полного хода: 33 узла.
Дальность плавания: 1500 миль при 21 узлах. Силовая установка: 2 паровые турбины,
5 котлов, 2 винта, 28557 л.с. Вооружение: 4х1 102 мм орудия, 2х1 57-мм зенитных
автомата, 4х1 7,62-мм пулемета, 4х3 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин
заграждения. Экипаж: 136 человек. История корабля: Эскадренный
миноносец типа "Дерзкий" Заказан в рамках программы нового усиления
Черноморского флота 1914 года, принятой в связи с опасностью значительного роста
ВМС и прогерманской ориентацией правительственных кругов Турции. По настоянию
офицеров флота и руководства Общества Николаевских заводов и верфей (последнее
- с целью удешевить и упростить работы) был повторен эсминец "Дерзкий" с устранением
недостатков, выявленных в процессе его эксплуатации - значительной перегрузки
(из-за установки оборудования, не входившего в первоначальный проект), применения
вспомогательных механизмов с паровым приводом и ограниченной скорости хода. Для
соблюдения весовой дисциплины, были сокращены запасы топлива и убраны бортовые
продольные переборки в носовом котельном отделении. Одновременно усилили палубный
настил, увеличили высоту котельных кожухов, ввели турбинные приводы вспомогательных
механизмов и улучшили электрооборудование. В процессе постройки, на основе
боевого опыта, кормовой (пятый) торпедный аппарат заменили на 102-мм орудие, а
в апреле 1917 года 40-мм зенитные автоматы заменили на 57-мм зенитные пушки. Все
корабли данной серии названы в честь побед, одержанных Русским флотом под командованием
Ф.Ф.Ушакова (т.н. "Ушаковская серия"). 15 июля 1915 года зачислен
в списки судов Черноморского флота, 11 ноября 1915 года заложен на эллинге Николаевского
Алдмиралтейства, арендованного Обществом Николаевских заводов и верфей (с 1916
года - завод "Россуд" треста "Наваль-Руссуд") в Николаеве, спущен на воду 27 августа
1916 года, вступил в строй 12 ноября 1917 года. В период первой мировой
войны нес дозорную и конвойную службы, эскортировал и осуществлял противолодочную
оборону главных сил флота. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного
Черноморского флота. 29 апреля 1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск, где
18 июня 1918 года, по приказу Советского правительства, во избежании захвата германскими
оккупантами, был затоплен экипажем. 4 октября 1925 года поднят Черноморской
партией ЭПРОН. 27 апреля 1926 года отбуксирован в Николаев и 1 января 1927 года
поставлен на ремонт. С 24.11.1926 года - "Дзержинский". 28 августа
1929 года вошел в состав Морских сил Черного моря. С 11 по 24 декабря нанес визит
в Стамбул. Прошел капитальный ремонт в 1933-1934 гг. С 11 января 1935 года входил
в состав Черноморского флота. В годы Великой Отечественной войны участвовал
в обороне Одессы и Севастополя (в 1941-1942 гг.), осуществлял воинские перевозки
в Севастополь, конвоировал транспорты с грузами и войсками. 14 мая 1942 года в
12 ч. 27 мин. на подходах к Севастополю в тумане он уклонился от фарватера, подорвался
на мине оборонительного заграждения и затонул. |