ТТД: Водоизмещение: 1795 т. Размеры: длина - 93,26 м, ширина 9,07 м, осадка 4,04 м. Скорость полного хода: 33 узла. Дальность плавания: 1500 миль при 21 узлах. Силовая установка: 2 паровые турбины, 5 котлов, 2 винта, 28557 л.с.
Вооружение: 4х1 102 мм орудия, 2х1 57-мм зенитных
автомата, 4х1 7,62-мм пулемета, 4х3 надводных 457-мм
торпедных аппарата, 80 мин заграждения.
Экипаж: 136 человек.
История корабля:
Эскадренный миноносец типа "Дерзкий"
Заказан в рамках программы нового усиления Черноморского
флота 1914 года, принятой в связи с опасностью значительного
роста ВМС и прогерманской ориентацией правительственных
кругов Турции. По настоянию офицеров флота и руководства
Общества Николаевских заводов и верфей (последнее
- с целью удешевить и упростить работы) был повторен
эсминец "Дерзкий" с устранением недостатков, выявленных
в процессе его эксплуатации - значительной перегрузки
(из-за установки оборудования, не входившего в первоначальный
проект), применения вспомогательных механизмов с
паровым приводом и ограниченной скорости хода. Для
соблюдения весовой дисциплины, были сокращены запасы
топлива и убраны бортовые продольные переборки в
носовом котельном отделении. Одновременно усилили
палубный настил, увеличили высоту котельных кожухов,
ввели турбинные приводы вспомогательных механизмов
и улучшили электрооборудование.
В процессе постройки, на основе боевого опыта, кормовой (пятый) торпедный аппарат заменили на 102-мм орудие, а в апреле 1917 года 40-мм зенитные автоматы заменили на 57-мм зенитные пушки. Все корабли данной серии названы в честь побед, одержанных Русским флотом под командованием Ф.Ф.Ушакова (т.н. "Ушаковская серия"). 15 июля 1915 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 11 ноября 1915 года заложен на эллинге Николаевского Алдмиралтейства, арендованного Обществом Николаевских заводов и верфей (с 1916 года - завод "Россуд" треста "Наваль-Руссуд") в Николаеве, спущен на воду 27 августа 1916 года, вступил в строй 12 ноября 1917 года. В период первой мировой войны нес дозорную и конвойную службы, эскортировал и осуществлял противолодочную оборону главных сил флота. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 года, по приказу Советского правительства, во избежании захвата германскими оккупантами, был затоплен экипажем. 4 октября 1925 года поднят Черноморской партией ЭПРОН. 27 апреля 1926 года отбуксирован в Николаев и 1 января 1927 года поставлен на ремонт. С 24.11.1926 года - "Дзержинский". 28 августа 1929 года вошел в состав Морских сил Черного моря. С 11 по 24 декабря нанес визит в Стамбул. Прошел капитальный ремонт в 1933-1934 гг. С 11 января 1935 года входил в состав Черноморского флота. В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя (в 1941-1942 гг.), осуществлял воинские перевозки в Севастополь, конвоировал транспорты с грузами и войсками. 14 мая 1942 года в 12 ч. 27 мин. на подходах к Севастополю в тумане он уклонился от фарватера, подорвался на мине оборонительного заграждения и затонул. |