ТТД: Водоизмещение: 648 т. Размеры: длина
- 74,14 м, ширина - 8,3 м, осадка - 3,05 м. Скорость полного хода: 24 узла.
Дальность плавания: 1700 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 вертикальные
паровые машины тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 7310 л.с. Вооружение:
1 120 и 5х1 75 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных
аппарата, 40 мин заграждения; с 1909 года: 2х1 120 и 4х1 75 мм орудий, 2х1
7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения;
с 1914 года: 2х1 120 мм орудия, 2 47-мм зенитки, 2х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных
457-мм торпедных аппарата, 50 мин заграждения. Экипаж: 94 человека. История
корабля: Эскадренный миноносец типа "Лейтенант Шестаков" Заказан
в рамках судостроительной программы на 1903-1923 гг. Первоначально предполагалось
построить 4 эсминца и таким образом, довести общее число "стандартных" 350 тонных
миноносцев-истребителей на Черном море до 20. Однако опыт боевого использования
миноносцев в русско-японской войне вынудил Морской Технический комитет уже в 1904
году перейти к типу минных крейсеров в 570 тонн, и на совещании в Морском ведомстве
21 ноября 1904 года было принято решение для Черноморского флота строить именно
такие корабли. Проект разработан специалистами завода "Наваль", которые
руководствовались спецификацией и чертежами минного крейсера типа "Всадник". В
отличии от прототипа эсминец имел увеличенные размеры корпуса, большие запасы
топлива и соответственно - большую дальность плавания. Также были установленные
более совершенные (по мнению Морского Технического комитета) котлы системы Норманда.
29 марта 1906 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 16 сентября
1906 года заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и
верфей в Николаеве, спущен на воду в сентябре 1907 года, вступил в строй 13 октября
1909 года. До 10 октября 1907 года классифицировался как минный крейсер.
Входил в состав 2-го дивизиона минной бригады Черноморского флота. Прошел капитальные
ремонт корпуса и механизмов в 1915 году. В период первой мировой войны
участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, нес блокадную службу
у берегов Турции, обстреливал береговые укрепления и портовые сооружения, прикрывал
набеговые и минно-заградительные действия других сил флота, высаживал разведывательно-диверсионные
группы и конвоировал транспорты с войсками Кавказского фронта. В январе 1915 года
совместно с другими кораблями потопил в Синопе турецкий пароход "Георгиус" и 3
парусника. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С
марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении. 1 мая 1918
года был захвачен германскими войсками и 12 октября 1918 года под литерой "R 04",
включен в состав ВМС Германии на Черном море, а 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими
интервентами и вскоре уведен в порт Измир на Мраморном море. С октября 1920 года
входил в состав белогвардейских морских сил Юга России. 14 ноября 1920
года уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту,
где 29 декабря 1920 года был интернирован французскими властями. 29 октября
1924 года признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложности
международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом"
частной фирме на слом и в начале 30-х гг. разобран во Франции на металл. |