ТТД: Водоизмещение: 2550 т. Размеры:
длина - 106,7 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,58 м. Скорость полного хода:
38 узлов. Дальность плавания: 2200 миль при 20 узлах. Силовая установка:
2 ТЗА Belluzzo, 3 ПК Jarrow, 48 000 л.с., 2 вала. Вооружение: 2х2 120-мм орудия,
12 13,2-мм пулемётов, 2х3 533-мм торпедных аппарата, 4 БМБ, 34 глубинные бомбы,
48 мин. Экипаж: 206 чел. История корабля: Трофейный итальянский
эскадренный миноносец Эскадренные миноносцы типа "Сольдати" -
эсминцы итальянского флота времён Второй мировой войны. Являлись дальнейшим развитием
эсминцев типа "Ориани". Наиболее удачный и многочисленный тип итальянских
эсминцев. Корабли были названы в честь различных воинских специальностей (Artigliere
- артиллерист, Granatiere - гренадер и так далее). Строились двумя сериями: двенадцать
кораблей были построены в 1938-39 годах, ещё семь были заказаны в 1940 году, но
до сентября 1943 года в строй вступили только пять. В 1941-1942 годах на кораблях
1-й серии усилили зенитное и противолодочное вооружение, заменив 13,2-мм пулемёты
на 20-мм/65 установки (4х2), число бомбометов увеличили до 4. Эскадренный
миноносец "Фучильере" ("Fuciliere") был заложен 10.05.1937
г. на судоверфи в Анконе (Италия), спущен на воду 31.07.1938 г., вступил в строй
итальянских ВМС 15.01.1939 г. С 1940 по 1943 годы принимал участия во всех
средиземноморских операциях итальянского флота. 09.09.1943 г., после гибели линейного
корабля "Рома" участвовал в спасательной операции, после чего перешел
к Балеарским островам, где и сдался союзникам.
В результате послевоенного
раздела итальянского флота, проведенной представителями четырех держав - Великобритании,
США, СССР и Франции, - Советский Союз получал по репарациям 45 кораблей и вспомогательных
судов, включая линейный корабль, легкий крейсер, по три эсминца и миноносца, две
подводные лодки, десять торпедных катеров, три сторожевых катера и т.д. Подписанной
в начале февраля 1947 г. директивой начальника Главного морского штаба адмирала
А.Г. Головко команды для двух эсминцев предписывалось сформировать Северному флоту,
для третьего - Северо-Балтийскому флоту. Для обсуждения вопросов, связанных с
передачей кораблей, 11 февраля 1947 г. была сформирована Военно-морская комиссия
четырех держав, делегацию СССР в составе которой возглавлял контр-адмирал В.П.
Карпунин. Согласно жеребьевке, Советскому Союзу доставались эсминцы "Артильере",
"Фучильере" (типа "Сольдати") и "Аугусто Риботи"
(типа "Мирабелло", 1916 года постройки). Приемку эскадренных миноносцев
следовало осуществлять в Одессе, куда корабли должны были прибыть из Италии своим
ходом с гражданскими экипажами и под коммерческим флагом. В ходе переговоров
наименования кораблей, принимаемых Советским Союзом, неоднократно менялись. Так,
"Артильере" сначала планировали переименовать в "Неуловимый",
позже – в "Беспощадный" и, наконец, в "Ловкий"; "Фучильере"
– в "Настойчивый", "Бедовый" и "Легкий"; "Риботи"
- в "Неприступный" и "Любопытный", но в конечном итоге от
его приемки отказались ввиду плохого технического состояния и неспособности к
переходу. Первым, 21 января 1949 г., в Одессу прибыл "Артильере"
под командованием капитана Резидерио Бараккини. Уже через четыре дня эсминец принял
советский экипаж, и на нем спустили итальянский флаг. Командиром корабля стал
капитан 3 ранга И. Мирошниченко. В марте в Одессе советским экипажем под командованием
капитана 3 ранга К. Старицына был принят и "Фучильере". В целях
обеспечения сохранности принимаемых кораблей и во избежание самовозгораний и взрывов
сразу после швартовки в Одесском порту производился их тщательный осмотр и слив
топлива. После перехода на корабль советского экипажа все приводилось в исходное
состояние. После утверждения приемо-сдаточных актов корабли распределялись
по соединениям и частям Черноморского флота. Поскольку ни один из них не прошел
не то что капитального, но и текущего ремонта и практически не был укомплектован
запасными частями, инструментами и приборами (ЗИП), то боеспособность бывших итальянских
кораблей вызывала у руководства советского ВМФ вполне обоснованные сомнения. Детальное
обследование показало, что корабли требуют среднего ремонта, причем особенно запущенным
было состояние артиллерийского и торпедного вооружения. Не соответствовали эсминцы
и условиям эксплуатации на отечественных морских театрах. Таким образом, для приведение
их в соответствие с современными требованиями был необходим серьезный ремонт и
большой объем модернизационных работ. В первый же год после вступления в
состав Черноморского флота "Ловкий" и "Легкий" перевооружили
отечественной зенитной артиллерией, установив вместо итальянских 37-мм и 20-мм
автоматов по шесть 37-мм автоматов (один спаренный В-11 на средней надстройке
и четыре одинарных 70-К на крыльях мостика и позади дымовой трубы) и два 12,7-мм
пулемета ДШК (на срезе полубака). К 1953 г. на "Легком" за счет демонтажа
кормового торпедного аппарата установили еще два спаренных автомата В-11. Противолодочное
вооружение заменили на два штоковых бомбомета БМБ-1 и два бомбосбрасывателя с
общим боекомплектом в 20 больших глубинных бомб. Артиллерия главного калибра (два
спаренных 120-мм орудия) и торпедные аппараты оставались итальянскими. В
дальнейшем, в ходе средних ремонтов, начавшихся для "Ловкого" через
девять месяцев после приемки, а для "Легкого" – через полтора года,
и завершенных в 1951-1952 гг., на эсминцах выполнили значительный объем модернизационных
работ: штурманское вооружения и средства радиосвязи заменили отечественными аналогами,
установили РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1М4" и аппаратуру опознавания
"Факел-М"; выполнили изоляцию бортов и подволоков в жилых помещениях;
установили стационарные койки и рундуки в кубриках команды; смонтировали вспомогательный
котел, систему парового отопления, пищеварные котлы на камбузе; дизель-генераторы
и ряд вспомогательных механизмов также заменили отечественными. Стоимость ремонта
составила около 3 млн. рублей. Произведенная модернизация не повысила боевую
ценность "Легкого" и "Ловкого", но несколько приблизила их
к условиям эксплуатации в отечественном флоте. Хотя они были зачислены в состав
эскадры Черноморского флота, использовали их большей частью только в учебных целях,
а в марте 1953 г. перевели в 78-ю бригаду учебных кораблей. В течение 1952-1954
гг. "Ловкий" и "Легкий" эксплуатировались с достаточно высокой
интенсивностью, проходя ежегодно по 6-11 тысяч миль за 500-900 ходовых часов.
Оба эсминца принимали участие в съемках вышедшего на экраны в 1954 году художественного
фильма "Командир корабля" режиссера В.А. Брауна (с Михаилом Кузнецовым
в главной роли). К середине 1950-х годов стало очевидным, что несмотря на
произведенную модернизацию бывшие итальянские эскадренные миноносцы окончательно
устарели. 30.12.1954 г. их разоружили, перевели в категорию судов обеспечения
боевой подготовки и переформировали в корабли-цели, при этом "Легкий"
получил литерно-цифровое наименование ЦЛ-57, а "Ловкий" – ЦЛ-58. В
то же время командование Черноморского флота выступило с инициативой переоборудовать
бывшие итальянские эсминцы в базовые корабли воздушного наблюдения, оповещения
и связи (ВНОС) с усилением зенитного и противолодочного вооружения. Решением заместителя
главкома ВМФ по вооружению и судоремонту адмирала Н.И. Виноградова от 3 марта
1955 г. такое переоборудование было разрешено в отношении "Ловкого",
проходившего текущий ремонт на заводе №13 в Севастополе. Проект переоборудования
разрабатывался севастопольским СКБ-172 непосредственно в ходе работ, которые были
закончены в сравнительно короткие сроки – корабль, получивший литерно-цифровое
наименование КВН-11, вступил в строй в конце октября 1955 г. На корабле
были установлены две РЛС обнаружения воздушных целей "наземного образца типа
П-8", обеспечивавшие обнаружение самолетов на высоте 8000 м на дистанции
до 200 км, оборудованы боевой информационный пост (БИП) и командный пункт управления
и наведения истребительной авиации (КПУНИА), РЛС "Гюйс" заменили более
совершенной "Линь", полностью обновили и усилили состав средств радиосвязи. На
местах демонтированных артиллерийских установок главного калибра и торпедных аппаратов
установили четыре спаренных 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ; два 37-мм автомата 70-К
поначалу оставались на своих местах, но вскоре были сняты. Усиление противолодочного
вооружения заключалось в установке четырех бесштоковых бомбометов БМБ-2 на корме
и двух РБУ для стрельбы реактивными глубинными бомбами РГБ-12 в носовой части.
Для обнаружения подводных целей установили гидроакустическую станцию "Тамир-5Н". Как
сетует М. Котов, сведений об изменении в результате переоборудования кораблестроительных
элементов корабля в документах не обнаружено. Известно лишь, что остойчивость
КВН-11 значительно снизилась, и он был допущен к плаванию с ограничением по волнению
моря до 5 баллов и расходовании жидких грузов не более 50%. На испытаниях была
достигнута скорость полного хода 23,4 уз, но такое ее снижение объясняется, по
всей видимости, не столько модернизационной перегрузкой, сколько износом механизмов.
Стоимость ремонта и переоборудования составила 3,5 млн. руб. "Ловкий"
стал единственным трофейным кораблем, прошедшим модернизацию столь большого объема.
Решения о переоборудовании по тому же проекту однотипного "Легкого"
так и не последовало. Однако и в новом качестве жизнь бывших итальянских
эсминцев продолжалась недолго. 21 января 1960 г. исключили из списков судов флота
и сдали на слом ЦЛ-57, а через два месяца, 27 марта, – КВН-11. |