Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Эскадренные миноносцы

 
 
 
     
   Эскадренный миноносец "Легкий" 
 
Легкий
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 2550 т.
Размеры: длина - 106,7 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,58 м.
Скорость полного хода: 38 узлов.
Дальность плавания: 2200 миль при 20 узлах.
Силовая установка: 2 ТЗА Belluzzo, 3 ПК Jarrow, 48 000 л.с., 2 вала.
Вооружение: 2х2 120-мм орудия, 12 13,2-мм пулемётов, 2х3 533-мм торпедных аппарата, 4 БМБ, 34 глубинные бомбы, 48 мин.
Экипаж: 206 чел.

История корабля:
Трофейный итальянский эскадренный миноносец

Эскадренные миноносцы типа "Сольдати" - эсминцы итальянского флота времён Второй мировой войны. Являлись дальнейшим развитием эсминцев типа "Ориани". Наиболее удачный и многочисленный тип итальянских эсминцев. Корабли были названы в честь различных воинских специальностей (Artigliere - артиллерист, Granatiere - гренадер и так далее). Строились двумя сериями: двенадцать кораблей были построены в 1938-39 годах, ещё семь были заказаны в 1940 году, но до сентября 1943 года в строй вступили только пять. В 1941-1942 годах на кораблях 1-й серии усилили зенитное и противолодочное вооружение, заменив 13,2-мм пулемёты на 20-мм/65 установки (4х2), число бомбометов увеличили до 4.

Эскадренный миноносец "Фучильере" ("Fuciliere") был заложен 10.05.1937 г. на судоверфи в Анконе (Италия), спущен на воду 31.07.1938 г., вступил в строй итальянских ВМС 15.01.1939 г.

С 1940 по 1943 годы принимал участия во всех средиземноморских операциях итальянского флота. 09.09.1943 г., после гибели линейного корабля "Рома" участвовал в спасательной
операции, после чего перешел к Балеарским островам, где и сдался союзникам.

В результате послевоенного раздела итальянского флота, проведенной представителями четырех держав - Великобритании, США, СССР и Франции, - Советский Союз получал по репарациям 45 кораблей и вспомогательных судов, включая линейный корабль, легкий крейсер, по три эсминца и миноносца, две подводные лодки, десять торпедных катеров, три сторожевых катера и т.д. Подписанной в начале февраля 1947 г. директивой начальника Главного морского штаба адмирала А.Г. Головко команды для двух эсминцев предписывалось сформировать Северному флоту, для третьего - Северо-Балтийскому флоту. Для обсуждения вопросов, связанных с передачей кораблей, 11 февраля 1947 г. была сформирована Военно-морская комиссия четырех держав, делегацию СССР в составе которой возглавлял контр-адмирал В.П. Карпунин. Согласно жеребьевке, Советскому Союзу доставались эсминцы "Артильере", "Фучильере" (типа "Сольдати") и "Аугусто Риботи" (типа "Мирабелло", 1916 года постройки). Приемку эскадренных миноносцев следовало осуществлять в Одессе, куда корабли должны были прибыть из Италии своим ходом с гражданскими экипажами и под коммерческим флагом.

В ходе переговоров наименования кораблей, принимаемых Советским Союзом, неоднократно менялись. Так, "Артильере" сначала планировали переименовать в "Неуловимый", позже – в "Беспощадный" и, наконец, в "Ловкий"; "Фучильере" – в "Настойчивый", "Бедовый" и "Легкий"; "Риботи" - в "Неприступный" и "Любопытный", но в конечном итоге от его приемки отказались ввиду плохого технического состояния и неспособности к переходу.

Первым, 21 января 1949 г., в Одессу прибыл "Артильере" под командованием капитана Резидерио Бараккини. Уже через четыре дня эсминец принял советский экипаж, и на нем спустили итальянский флаг. Командиром корабля стал капитан 3 ранга И. Мирошниченко. В марте в Одессе советским экипажем под командованием капитана 3 ранга К. Старицына был принят и "Фучильере".

В целях обеспечения сохранности принимаемых кораблей и во избежание самовозгораний и взрывов сразу после швартовки в Одесском порту производился их тщательный осмотр и слив топлива. После перехода на корабль советского экипажа все приводилось в исходное состояние.

После утверждения приемо-сдаточных актов корабли распределялись по соединениям и частям Черноморского флота. Поскольку ни один из них не прошел не то что капитального, но и текущего ремонта и практически не был укомплектован запасными частями, инструментами и приборами (ЗИП), то боеспособность бывших итальянских кораблей вызывала у руководства советского ВМФ вполне обоснованные сомнения. Детальное обследование показало, что корабли требуют среднего ремонта, причем особенно запущенным было состояние артиллерийского и торпедного вооружения. Не соответствовали эсминцы и условиям эксплуатации на отечественных морских театрах. Таким образом, для приведение их в соответствие с современными требованиями был необходим серьезный ремонт и большой объем модернизационных работ.

В первый же год после вступления в состав Черноморского флота "Ловкий" и "Легкий" перевооружили отечественной зенитной артиллерией, установив вместо итальянских 37-мм и 20-мм автоматов по шесть 37-мм автоматов (один спаренный В-11 на средней надстройке и четыре одинарных 70-К на крыльях мостика и позади дымовой трубы) и два 12,7-мм пулемета ДШК (на срезе полубака). К 1953 г. на "Легком" за счет демонтажа кормового торпедного аппарата установили еще два спаренных автомата В-11. Противолодочное вооружение заменили на два штоковых бомбомета БМБ-1 и два бомбосбрасывателя с общим боекомплектом в 20 больших глубинных бомб. Артиллерия главного калибра (два спаренных 120-мм орудия) и торпедные аппараты оставались итальянскими.

В дальнейшем, в ходе средних ремонтов, начавшихся для "Ловкого" через девять месяцев после приемки, а для "Легкого" – через полтора года, и завершенных в 1951-1952 гг., на эсминцах выполнили значительный объем модернизационных работ: штурманское вооружения и средства радиосвязи заменили отечественными аналогами, установили РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1М4" и аппаратуру опознавания "Факел-М"; выполнили изоляцию бортов и подволоков в жилых помещениях; установили стационарные койки и рундуки в кубриках команды; смонтировали вспомогательный котел, систему парового отопления, пищеварные котлы на камбузе; дизель-генераторы и ряд вспомогательных механизмов также заменили отечественными. Стоимость ремонта составила около 3 млн. рублей.

Произведенная модернизация не повысила боевую ценность "Легкого" и "Ловкого", но несколько приблизила их к условиям эксплуатации в отечественном флоте. Хотя они были зачислены в состав эскадры Черноморского флота, использовали их большей частью только в учебных целях, а в марте 1953 г. перевели в 78-ю бригаду учебных кораблей. В течение 1952-1954 гг. "Ловкий" и "Легкий" эксплуатировались с достаточно высокой интенсивностью, проходя ежегодно по 6-11 тысяч миль за 500-900 ходовых часов. Оба эсминца принимали участие в съемках вышедшего на экраны в 1954 году художественного фильма "Командир корабля" режиссера В.А. Брауна (с Михаилом Кузнецовым в главной роли).

К середине 1950-х годов стало очевидным, что несмотря на произведенную модернизацию бывшие итальянские эскадренные миноносцы окончательно устарели. 30.12.1954 г. их разоружили, перевели в категорию судов обеспечения боевой подготовки и переформировали в корабли-цели, при этом "Легкий" получил литерно-цифровое наименование ЦЛ-57, а "Ловкий" – ЦЛ-58.

В то же время командование Черноморского флота выступило с инициативой переоборудовать бывшие итальянские эсминцы в базовые корабли воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) с усилением зенитного и противолодочного вооружения. Решением заместителя главкома ВМФ по вооружению и судоремонту адмирала Н.И. Виноградова от 3 марта 1955 г. такое переоборудование было разрешено в отношении "Ловкого", проходившего текущий ремонт на заводе №13 в Севастополе. Проект переоборудования разрабатывался севастопольским СКБ-172 непосредственно в ходе работ, которые были закончены в сравнительно короткие сроки – корабль, получивший литерно-цифровое наименование КВН-11, вступил в строй в конце октября 1955 г.

На корабле были установлены две РЛС обнаружения воздушных целей "наземного образца типа П-8", обеспечивавшие обнаружение самолетов на высоте 8000 м на дистанции до 200 км, оборудованы боевой информационный пост (БИП) и командный пункт управления и наведения истребительной авиации (КПУНИА), РЛС "Гюйс" заменили более совершенной "Линь", полностью обновили и усилили состав средств радиосвязи.

На местах демонтированных артиллерийских установок главного калибра и торпедных аппаратов установили четыре спаренных 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ; два 37-мм автомата 70-К поначалу оставались на своих местах, но вскоре были сняты. Усиление противолодочного вооружения заключалось в установке четырех бесштоковых бомбометов БМБ-2 на корме и двух РБУ для стрельбы реактивными глубинными бомбами РГБ-12 в носовой части. Для обнаружения подводных целей установили гидроакустическую станцию "Тамир-5Н".

Как сетует М. Котов, сведений об изменении в результате переоборудования кораблестроительных элементов корабля в документах не обнаружено. Известно лишь, что остойчивость КВН-11 значительно снизилась, и он был допущен к плаванию с ограничением по волнению моря до 5 баллов и расходовании жидких грузов не более 50%. На испытаниях была достигнута скорость полного хода 23,4 уз, но такое ее снижение объясняется, по всей видимости, не столько модернизационной перегрузкой, сколько износом механизмов. Стоимость ремонта и переоборудования составила 3,5 млн. руб.

"Ловкий" стал единственным трофейным кораблем, прошедшим модернизацию столь большого объема. Решения о переоборудовании по тому же проекту однотипного "Легкого" так и не последовало.

Однако и в новом качестве жизнь бывших итальянских эсминцев продолжалась недолго. 21 января 1960 г. исключили из списков судов флота и сдали на слом ЦЛ-57, а через два месяца, 27 марта, – КВН-11.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте