ТТД:
Водоизмещение: 1760 т.
Размеры: длина - 93,3 м, ширина 9,1 м, осадка 4
м.
Скорость полного хода: 33 узла.
Дальность плавания: 1500 миль при 16 узлах.
Силовая установка: 2 паровые турбины, 5 котлов,
2 винта, 23000 л.с.
Вооружение: 4х1 102 мм орудия, 1 76,2-мм орудие,
2 7,62-мм пулемета, 2 трехтрубных 450-мм торпедных
аппарата, 2 бомбосбрасывателя, 40 мин заграждения.
Экипаж: 122 человека.
История корабля:
Эскадренный миноносец типа "Дерзкий"
Заказан в рамках программы нового усиления Черноморского
флота 1914 года, принятой в связи с опасностью значительного
роста ВМС и прогерманской ориентацией правительственных
кругов Турции. По настоянию офицеров флота и руководства
Общества Николаевских заводов и верфей (последнее
- с целью удешевить и упростить работы) был повторен
эсминец "Дерзкий" с устранением недостатков, выявленных
в процессе его эксплуатации - значительной перегрузки
(из-за установки оборудования, не входившего в первоначальный
проект), применения вспомогательных механизмов с
паровым приводом и ограниченной скорости хода. Для
соблюдения весовой дисциплины, были сокращены запасы
топлива и убраны бортовые продольные переборки в
носовом котельном отделении. Одновременно усилили
палубный настил, увеличили высоту котельных кожухов,
ввели турбинные приводы вспомогательных механизмов
и улучшили электрооборудование.
В процессе постройки, на основе боевого опыта, кормовой (пятый) торпедный аппарат заменили на 102-мм орудие, а в апреле 1917 года 40-мм зенитные автоматы заменили на 57-мм зенитные пушки. Все корабли данной серии названы в честь побед, одержанных Русским флотом под командованием Ф.Ф.Ушакова (т.н. "Ушаковская серия"). 15 июля 1915 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 5 июня 1916 года заложен на судоверфи завода "Руссуд" треста "Наваль-Россуд" в Николаеве, спущен на воду 23 октября 1917 года.
С 05.02.1925 года был переименован в "Шаумян".
Вступил в строй 10 декабря 1925 года и в этот же день вошел в состав Морских сил Черного моря. С мае-июне 1928 года нанес визиты в Стамбул, в октябре 1930 года - в Стамбул, Пирей (Греция) и Мессину (Италия), с 17 октября по 7 ноября 1933 года - в Стамбул, Пирей (Греция) и Мессину (Италия).
Прошел капитальный ремонт с 5 октября 1928 года
по 16 июля 1930 года и в 1935 году. С 11 января
1935 года входил в состав Черноморского флота.
Согласно действовавшим правилам, “новики” имели
отличительные марки (горизонтальные полосы) красного
цвета, нанесенные на дымовые трубы.“Шаумян” имел
по одной марке на второй и третьей трубе. Опытные
сигнальщики отличали “новоки” и по другим признакам.
Брезентовые обвесы на крыльях мостиков до конца
30-х гг. отличались цветом и формой: так, “Шаумян”
имел обвесы шарового цвета.
С 1939г. на бортах кораблей, по примеру европейских
флотов, появились соответствующие буквенные литеры:
“ДЗ” (“Дзержинский”), “ЖЛ” (“Железняков”), “ФР”
(“Фрунзе”), “НЗ” (“Незаможник”), и “ШМ” (“Шаумян”).
С мая 1941 г. их заменили на двузначные бортовые
номера (первая цифра - номер дивизиона, вторая -
порядковый номер корабля): №№ 11 - “Дзержинский”,
12 - “Железняков”, 13 - “Незаможник”, 14 - “Шаумян”,
15 - “Фрунзе” (первоначально “Фрунзе” имел бортовой
номер 13).
На черноморских “новиках” до войны испытывали новые
образцы вооружения. На “Шаумяне” (май-июнь 1936
г.) испытывались: универсальная палубная 76,2-мм
артустановка 34-К, а также (август 1939 г.) 76,2-мм
башенная универсальная установка 39-К.
В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя (в 1941-1942 году), высаживал десант в Феодосию (29 декабря 1941 года), осуществлял воинские перевозки в Севастополь, нес конвойную службу.
3 апреля 1942г., “Шаумян”, направлявшийся из Новороссийска
в Батуми, в условиях снегопада и ограниченной видимости
выскочил на каменную гряду в районе бухта Рыбачья
- мыс Тонкий. Снять его с мели не удалось. Ввиду
начавшегося шторма с корабля сняли экипаж, а позже
демонтировали часть оборудования и артиллерию.Из
четырех корабельных 102-мм орудий в районе Новороссийска
сформировали береговую батарею №464, которая обслуживалась
корабельными комендорами. Немецкая авиация впоследствии
полностью разрушила корабль.
Корпус “Шаумяна” был разобран на металлолом уже
после войны.
В разное время этим кораблем командовали:
- капитан-лейтенант Валюх;
- капитан-лейтенант С.И. Федоров.
|