Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Эскадренные миноносцы

 
 
 
         
      Эскадренный миноносец"Левкас" ("Шаумян")  
 
Шаумян
 
Шаумян
 
Шаумян
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 1760 т.
Размеры: длина - 93,3 м, ширина 9,1 м, осадка 4 м.
Скорость полного хода: 33 узла.
Дальность плавания: 1500 миль при 16 узлах.
Силовая установка: 2 паровые турбины, 5 котлов, 2 винта, 23000 л.с.
Вооружение: 4х1 102 мм орудия, 1 76,2-мм орудие, 2 7,62-мм пулемета, 2 трехтрубных 450-мм торпедных аппарата, 2 бомбосбрасывателя, 40 мин заграждения.
Экипаж: 122 человека.

История корабля:
Эскадренный миноносец типа "Дерзкий"

Заказан в рамках программы нового усиления Черноморского флота 1914 года, принятой в связи с опасностью значительного роста ВМС и прогерманской ориентацией правительственных кругов Турции. По настоянию офицеров флота и руководства Общества Николаевских заводов и верфей (последнее - с целью удешевить и упростить работы) был повторен эсминец "Дерзкий" с устранением недостатков, выявленных в процессе его эксплуатации - значительной перегрузки (из-за установки оборудования, не входившего в первоначальный проект), применения вспомогательных механизмов с паровым приводом и ограниченной скорости хода. Для соблюдения весовой дисциплины, были сокращены запасы топлива и убраны бортовые продольные переборки в носовом котельном отделении. Одновременно усилили палубный настил, увеличили высоту котельных кожухов, ввели турбинные приводы вспомогательных механизмов и улучшили электрооборудование.

В процессе постройки, на основе боевого опыта, кормовой (пятый) торпедный аппарат заменили на 102-мм орудие, а в апреле 1917 года 40-мм зенитные автоматы заменили на 57-мм зенитные пушки. Все корабли данной серии названы в честь побед, одержанных Русским флотом под командованием Ф.Ф.Ушакова (т.н. "Ушаковская серия").

15 июля 1915 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 5 июня 1916 года заложен на судоверфи завода "Руссуд" треста "Наваль-Россуд" в Николаеве, спущен на воду 23 октября 1917 года.

С 05.02.1925 года был переименован в "Шаумян".

Вступил в строй 10 декабря 1925 года и в этот же день вошел в состав Морских сил Черного моря. С мае-июне 1928 года нанес визиты в Стамбул, в октябре 1930 года - в Стамбул, Пирей (Греция) и Мессину (Италия), с 17 октября по 7 ноября 1933 года - в Стамбул, Пирей (Греция) и Мессину (Италия).

Прошел капитальный ремонт с 5 октября 1928 года по 16 июля 1930 года и в 1935 году. С 11 января 1935 года входил в состав Черноморского флота.

Согласно действовавшим правилам, “новики” имели отличительные марки (горизонтальные полосы) красного цвета, нанесенные на дымовые трубы.“Шаумян” имел по одной марке на второй и третьей трубе. Опытные сигнальщики отличали “новоки” и по другим признакам. Брезентовые обвесы на крыльях мостиков до конца 30-х гг. отличались цветом и формой: так, “Шаумян” имел обвесы шарового цвета.

С 1939г. на бортах кораблей, по примеру европейских флотов, появились соответствующие буквенные литеры: “ДЗ” (“Дзержинский”), “ЖЛ” (“Железняков”), “ФР” (“Фрунзе”), “НЗ” (“Незаможник”), и “ШМ” (“Шаумян”). С мая 1941 г. их заменили на двузначные бортовые номера (первая цифра - номер дивизиона, вторая - порядковый номер корабля): №№ 11 - “Дзержинский”, 12 - “Железняков”, 13 - “Незаможник”, 14 - “Шаумян”, 15 - “Фрунзе” (первоначально “Фрунзе” имел бортовой номер 13).

На черноморских “новиках” до войны испытывали новые образцы вооружения. На “Шаумяне” (май-июнь 1936 г.) испытывались: универсальная палубная 76,2-мм артустановка 34-К, а также (август 1939 г.) 76,2-мм башенная универсальная установка 39-К.

В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне Одессы и Севастополя (в 1941-1942 году), высаживал десант в Феодосию (29 декабря 1941 года), осуществлял воинские перевозки в Севастополь, нес конвойную службу.

3 апреля 1942г., “Шаумян”, направлявшийся из Новороссийска в Батуми, в условиях снегопада и ограниченной видимости выскочил на каменную гряду в районе бухта Рыбачья - мыс Тонкий. Снять его с мели не удалось. Ввиду начавшегося шторма с корабля сняли экипаж, а позже демонтировали часть оборудования и артиллерию.Из четырех корабельных 102-мм орудий в районе Новороссийска сформировали береговую батарею №464, которая обслуживалась корабельными комендорами. Немецкая авиация впоследствии полностью разрушила корабль.

Корпус “Шаумяна” был разобран на металлолом уже после войны.

В разное время этим кораблем командовали:
- капитан-лейтенант Валюх;
- капитан-лейтенант С.И. Федоров.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте