ТТД: Водоизмещение: 648 т.
Размеры: длина - 74,14 м, ширина- 8,3 м, осадка
- 3,05 м.
Скорость полного хода: 24 узла. Дальность плавания: 1700 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 7310 л.с. Вооружение: 1 120 и 5х1 75 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения; с 1909 года: 2х1 120 и 4х1 75 мм орудий, 2х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения; с 1914 года: 2х1 120 мм орудия, 2 47-мм зенитки, 2х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 50 мин заграждения. Экипаж: 94 человека.
История корабля:
Заказан в рамках судостроительной программы на 1903-1923 гг. Первоначально предполагалось построить 4 эсминца и таким образом, довести общее число "стандартных" 350 тонных миноносцев-истребителей на Черном море до 20. Однако опыт боевого использования миноносцев в русско-японской войне вынудил Морской Технический комитет уже в 1904 году перейти к типу минных крейсеров в 570 тонн, и на совещании в Морском ведомстве 21 ноября 1904 года было принято решение для Черноморского флота строить именно такие корабли. Проект разработан специалистами завода "Наваль", которые руководствовались спецификацией и чертежами минного крейсера типа "Всадник". В отличии от прототипа эсминец имел увеличенные размеры корпуса, большие запасы топлива и соответственно - большую дальность плавания. Также были установленные более совершенные (по мнению Морского Технического комитета) котлы системы Норманда. 29 марта 1906 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 16 сентября 1906 года заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и верфей в Николаеве, спущен на воду в августе 1907 года, вступил в строй 1 октября 1909 года. До 10 октября 1907 года классифицировался как минный крейсер. Входил в состав 2-го дивизиона минной бригады Черноморского флота. В период первой мировой войны находился в составе 3-го дивизиона минной дивизии Черноморского флота, с сентября 1916 года - в отряде особого назначения, предназначенного для поддержки левого фланга Румынской армии. В 1915 году прошел капитальный ремонт котлов и машин с установкой 2 47-мм зенитных орудий, увеличением числа принимаемых мин. Участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес блокадную службу у берегов Турции и Румынии, обеспечивал и прикрывал действия других сил флота. Совместно с другими кораблями уничтожил 22 турецких парусника и вспомогательных судна. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918 года убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18 июня 1918 года по приказу Советского правительства, во избежании захвата германскими войсками, был затоплен в Цемесской бухте экипажем. 10 декабря 1927 года поднят Черноморской партией ЭПРОН и, ввиду нецелесообразности восстановления, сдан "Рудметаллторгу" для разборки. |