ТТД: Водоизмещение: 648 т. Размеры: длина
- 74,14 м, ширина 8,3 м, осадка 3,05 м. Скорость полного хода: 24 узла.
Дальность плавания: 1700 миль при 12 узлах. Силовая установка: 2 вертикальные
паровые машины тройного расширения, 4 котла, 2 вала, 7310 л.с. Вооружение:
1х1 120-мм, 5х1 75-мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм
торпедных аппарата, 40 мин заграждения; с 1909 года: 2х1 120-мм, 4х1 75-мм
орудий, 2х1 7,62-мм пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 40 мин
заграждения; с 1914 года: 2х1 120-мм орудия, 2 47-мм зенитки, 2х1 7,62-мм
пулемета, 3х1 надводных 457-мм торпедных аппарата, 50 мин заграждения. Экипаж:
94 человека. История корабля: Эскадренный миноносец типа "Шестаков"
Заказан в рамках судостроительной программы на 1903-1923 гг. Первоначально предполагалось
построить 4 эсминца и таким образом, довести общее число "стандартных" 350 тонных
миноносцев-истребителей на Черном море до 20. Однако опыт боевого использования
миноносцев в русско-японской войне вынудил Морской Технический комитет уже в 1904
году перейти к типу минных крейсеров в 570 тонн, и на совещании в Морском ведомстве
21 ноября 1904 года было принято решение для Черноморского флота строить именно
такие корабли. Проект разработан специалистами завода "Наваль", которые
руководствовались спецификацией и чертежами минного крейсера типа "Всадник". В
отличии от прототипа эсминец имел увеличенные размеры корпуса, большие запасы
топлива и соответственно - большую дальность плавания. Также были установленные
более совершенные (по мнению Морского Технического комитета) котлы системы Норманда.
29 марта 1906 года зачислен в списки судов Черноморского флота, 16 сентября
1906 года заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и
верфей в Николаеве, спущен на воду 29 октября 1907 года, вступил в строй 16 октября
1909 года. До 10 октября 1907 года классифицировался как минный крейсер.
Входил в состав 2-го дивизиона минной бригады Черноморского флота. Прошел капитальные
ремонт корпуса и механизмов в 1915 году. В период первой мировой войны
участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника, нес блокадную службу
у берегов Турции, обстреливал береговые укрепления и портовые сооружения, прикрывал
набеговые и минно-заградительные действия других сил флота, высаживал разведывательно-диверсионные
группы и конвоировал транспорты с войсками Кавказского фронта. С 5 февраля по
18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской наступательной операции. 30
июня 1917 года затонул в 25 милях к юго-востоку от маяка острова Фидониси (современное
название - остров Змеиный) после подрыва на германской мине заграждения. Корабль
переломился пополам, его носовая часть (до носовой кочегарки) мгновенно затонула.
Кормовая часть осталась на плаву и была отбуксирована к острову Фидониси, после
чего затонула в 2,5 кабельтовых от берега. Из команды погибло 44 человека (среди
них трое офицеров, в том числе командир корабля Павел Штильберг). |