ТТД: Водоизмещение: 2550 т. Размеры:
длина - 106,7 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,58 м. Скорость полного хода:
38 узлов. Дальность плавания: 2200 миль при 20 узлах. Силовая установка:
2 ТЗА Belluzzo, 3 ПК Jarrow, 48 000 л.с., 2 вала. Вооружение: 2х2 120-мм орудия,
12 13,2-мм пулемётов, 2х3 533-мм торпедных аппарата, 4 БМБ, 34 глубинные бомбы,
48 мин. Экипаж: 206 чел. История корабля: Трофейный итальянский
эскадренный миноносец Эскадренные миноносцы типа "Сольдати" -
эсминцы итальянского флота времён Второй мировой войны. Являлись дальнейшим развитием
эсминцев типа "Ориани". Наиболее удачный и многочисленный тип итальянских
эсминцев. Корабли были названы в честь различных воинских специальностей (Artigliere
- артиллерист, Granatiere - гренадер и так далее). Строились двумя сериями: двенадцать
кораблей были построены в 1938-39 годах, ещё семь были заказаны в 1940 году, но
до сентября 1943 года в строй вступили только пять. Эскадренный миноносец
"Камиция Нера" ("Camicia Nera") был заложен 06.01.1937 г.
на судоверфи "Одеро-Терни-Орландо" в Ливорно (Италия), спущен на воду
08.08.1937 г., вступил в строй итальянских ВМС 30.06.1938 г. 25.07.1943
г. был переименован в "Артильери"("Artigliere"). Корабль активно
участвовал во Второй мировой войне, совершил более 120 боевых выходов, участвовал
в 4 сражениях. 09.09.1943 г. эсминец перешел на Мальту, где сдался союзникам. В
результате послевоенного раздела итальянского флота, проведенной представителями
четырех держав - Великобритании, США, СССР и Франции, - Советский Союз получал
по репарациям 45 кораблей и вспомогательных судов, включая линейный корабль, легкий
крейсер, по три эсминца и миноносца, две подводные лодки, десять торпедных катеров,
три сторожевых катера и т.д. Подписанной в начале февраля 1947 г. директивой начальника
Главного морского штаба адмирала А.Г. Головко команды для двух эсминцев предписывалось
сформировать Северному флоту, для третьего - Северо-Балтийскому флоту. Для обсуждения
вопросов, связанных с передачей кораблей, 11 февраля 1947 г. была сформирована
Военно-морская комиссия четырех держав, делегацию СССР в составе которой возглавлял
контр-адмирал В.П. Карпунин. Согласно жеребьевке, Советскому Союзу доставались
эсминцы "Артильере", "Фучильере" (типа "Сольдати")
и "Аугусто Риботи" (типа "Мирабелло", 1916 года постройки).
Приемку эскадренных миноносцев следовало осуществлять в Одессе, куда корабли должны
были прибыть из Италии своим ходом с гражданскими экипажами и под коммерческим
флагом. В ходе переговоров наименования кораблей, принимаемых Советским
Союзом, неоднократно менялись. Так, "Артильере" сначала планировали
переименовать в "Неуловимый", позже – в "Беспощадный" и, наконец,
в "Ловкий"; "Фучильере" – в "Настойчивый", "Бедовый"
и "Легкий"; "Риботи" - в "Неприступный" и "Любопытный",
но в конечном итоге от его приемки отказались ввиду плохого технического состояния
и неспособности к переходу. Первым, 21 января 1949 г., в Одессу прибыл "Артильере"
под командованием капитана Резидерио Бараккини. Уже через четыре дня эсминец принял
советский экипаж, и на нем спустили итальянский флаг. Командиром корабля стал
капитан 3 ранга И. Мирошниченко. В марте в Одессе советским экипажем под командованием
капитана 3 ранга К. Старицына был принят и "Фучильере". В целях
обеспечения сохранности принимаемых кораблей и во избежание самовозгораний и взрывов
сразу после швартовки в Одесском порту производился их тщательный осмотр и слив
топлива. После перехода на корабль советского экипажа все приводилось в исходное
состояние. После утверждения приемо-сдаточных актов корабли распределялись
по соединениям и частям Черноморского флота. Поскольку ни один из них не прошел
не то что капитального, но и текущего ремонта и практически не был укомплектован
запасными частями, инструментами и приборами (ЗИП), то боеспособность бывших итальянских
кораблей вызывала у руководства советского ВМФ вполне обоснованные сомнения. Детальное
обследование показало, что корабли требуют среднего ремонта, причем особенно запущенным
было состояние артиллерийского и торпедного вооружения. Не соответствовали эсминцы
и условиям эксплуатации на отечественных морских театрах. Таким образом, для приведение
их в соответствие с современными требованиями был необходим серьезный ремонт и
большой объем модернизационных работ. В первый же год после вступления в
состав Черноморского флота "Ловкий" и "Легкий" перевооружили отечественной зенитной
артиллерией, установив вместо итальянских 37-мм и 20-мм автоматов по шесть 37-мм
автоматов (один спаренный В-11 на средней надстройке и четыре одинарных 70-К на
крыльях мостика и позади дымовой трубы) и два 12,7-мм пулемета ДШК (на срезе полубака).
К 1953 г. на "Легком" за счет демонтажа кормового торпедного аппарата установили
еще два спаренных автомата В-11. Противолодочное вооружение заменили на два штоковых
бомбомета БМБ-1 и два бомбосбрасывателя с общим боекомплектом в 20 больших глубинных
бомб. Артиллерия главного калибра (два спаренных 120-мм орудия) и торпедные аппараты
оставались итальянскими. В дальнейшем, в ходе средних ремонтов, начавшихся
для "Ловкого" через девять месяцев после приемки, а для "Легкого" – через полтора
года, и завершенных в 1951-1952 гг., на эсминцах выполнили значительный объем
модернизационных работ: штурманское вооружения и средства радиосвязи заменили
отечественными аналогами, установили РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1М4"
и аппаратуру опознавания "Факел-М"; выполнили изоляцию бортов и подволоков в жилых
помещениях; установили стационарные койки и рундуки в кубриках команды; смонтировали
вспомогательный котел, систему парового отопления, пищеварные котлы на камбузе;
дизель-генераторы и ряд вспомогательных механизмов также заменили отечественными.
Стоимость ремонта составила около 3 млн. рублей. Произведенная модернизация
не повысила боевую ценность "Легкого" и "Ловкого", но несколько приблизила их
к условиям эксплуатации в отечественном флоте. Хотя они были зачислены в состав
эскадры Черноморского флота, использовали их большей частью только в учебных целях,
а в марте 1953 г. перевели в 78-ю бригаду учебных кораблей. В течение 1952-1954
гг. "Ловкий" и "Легкий" эксплуатировались с достаточно высокой интенсивностью,
проходя ежегодно по 6-11 тысяч миль за 500-900 ходовых часов. Оба эсминца принимали
участие в съемках вышедшего на экраны в 1954 году художественного фильма "Командир
корабля" режиссера В.А. Брауна (с Михаилом Кузнецовым в главной роли). К
середине 1950-х годов стало очевидным, что несмотря на произведенную модернизацию
бывшие итальянские эскадренные миноносцы окончательно устарели. 30 декабря 1954
г. их разоружили, перевели в категорию судов обеспечения боевой подготовки и переформировали
в корабли-цели, при этом "Легкий" получил литерно-цифровое наименование ЦЛ-57,
а "Ловкий" – ЦЛ-58. В то же время командование Черноморского флота выступило
с инициативой переоборудовать бывшие итальянские эсминцы в базовые корабли воздушного
наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) с усилением зенитного и противолодочного
вооружения. Решением заместителя главкома ВМФ по вооружению и судоремонту адмирала
Н.И. Виноградова от 3 марта 1955 г. такое переоборудование было разрешено в отношении
"Ловкого", проходившего текущий ремонт на заводе №13 в Севастополе. Проект переоборудования
разрабатывался севастопольским СКБ-172 непосредственно в ходе работ, которые были
закончены в сравнительно короткие сроки – корабль, получивший литерно-цифровое
наименование КВН-11, вступил в строй в конце октября 1955 г. На корабле
были установлены две РЛС обнаружения воздушных целей "наземного образца типа П-8",
обеспечивавшие обнаружение самолетов на высоте 8000 м на дистанции до 200 км,
оборудованы боевой информационный пост (БИП) и командный пункт управления и наведения
истребительной авиации (КПУНИА), РЛС "Гюйс" заменили более совершенной "Линь",
полностью обновили и усилили состав средств радиосвязи. На местах демонтированных
артиллерийских установок главного калибра и торпедных аппаратов установили четыре
спаренных 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ; два 37-мм автомата 70-К поначалу оставались
на своих местах, но вскоре были сняты. Усиление противолодочного вооружения заключалось
в установке четырех бесштоковых бомбометов БМБ-2 на корме и двух РБУ для стрельбы
реактивными глубинными бомбами РГБ-12 в носовой части. Для обнаружения подводных
целей установили гидроакустическую станцию "Тамир-5Н". Как сетует М. Котов,
сведений об изменении в результате переоборудования кораблестроительных элементов
корабля в документах не обнаружено. Известно лишь, что остойчивость КВН-11 значительно
снизилась, и он был допущен к плаванию с ограничением по волнению моря до 5 баллов
и расходовании жидких грузов не более 50%. На испытаниях была достигнута скорость
полного хода 23,4 уз, но такое ее снижение объясняется, по всей видимости, не
столько модернизационной перегрузкой, сколько износом механизмов. Стоимость ремонта
и переоборудования составила 3,5 млн. руб. "Ловкий" стал единственным трофейным
кораблем, прошедшим модернизацию столь большого объема. Решения о переоборудовании
по тому же проекту однотипного "Легкого" так и не последовало. Однако и
в новом качестве жизнь бывших итальянских эсминцев продолжалась недолго. 21 января
1960 г. исключили из списков судов флота и сдали на слом ЦЛ-57, а через два месяца,
27 марта, – КВН-11. |