ТТД: Водоизмещение: 2560 т. Размеры:
длина - 115 м, ширина - 11 м, осадка - 3,5 м. Скорость полного хода:
36 узлов. Дальность плавания: 3600 миль при 19 узлах. Силовая установка:
54 000 л.с. Вооружение: 2х2 130-мм орудий, 1х2 76,2-мм зенитное орудие, 7х1
37-мм орудий, 533-мм торпедные аппараты, 2 бомбомета типа, 2 кормовых, мины заграждения.
Экипаж: 125 человек. История корабля: Эскадренный миноносец
пр.30 Взятый курс на создание океанского флота потребовал пересмотра взглядов
па оценку боевых и технических качеств эскадренных миноносцев по опыту создания
кораблей пр. 7 и 7У. В качестве их дальнейшего развития явился эскадренный миноносец
нового пр.30. Тактико-техническое задание на его проектирование было выдано в
1937 г., а технический проект разработан конструкторским бюро завода "Северная
верфь" в октябре 1939 г. Перед войной на судостроительных заводах
в Ленинграде, Николаеве, Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре было заложено более
30 корпусов эсминцев пр.30, но с началом военных действий их постройка была прекращена
и только в 1943 г. на заводе в г. Поти началась достройка головного корабля пр.30
- эсминца "Огневой". Эсминец "Огневой" был единственным кораблем,
построенным по этому проекту, сдан флоту в 1945 г. Остальные корпуса эсминцев,
заложенных по пр.30, были либо разобраны, либо законсервированы и достраивались
уже после войны по откорректированному проекту, получившему название пр.30К. Основным
направлением развития эскадренных миноносцев, нашедшим свое воплощение в пр.30,
явилось повышение боевой устойчивости, прочности, мореходности и увеличения дальности
плавания. Артиллерия главного калибра и зенитная артиллерия размещались в башенных
установках вместо палубно-щитовых. На эсминце пр.30 артиллерия главного калибра
в составе четырех 130-мм орудий находилась в двух двухорудийных башнях, расположенных
в носу и корме корабля. Зенитная артиллерия калибра 76,2 мм состояла из одной
спаренной башенной установки. Такое размещение артиллерии улучшало ее обслуживание
в штормовых условиях, обеспечивало защиту личного состава и материальной части
от атак штурмовой авиации и поражения осколками от снарядов и бомб. На эсминце
пр.30 была повышена прочность и эксплуатационная надежность корпуса за счет усиления
основных связей продольного набора (палубного стрингера, ширстрека, горизонтального
киля) и утолщения в некоторых районах наружной обшивки. Для улучшения мореходных
качеств был поднят надводный борт в носу. При достройке эсминца "Огневой"
с учетом опыта войны на корабле была усилена зенитная артиллерия, установлены
радиолокационные и гидроакустические станции. На эсминце пр.30 устанавливались
новые турбозубчатые агрегаты. Количество главных котлов и их производительность
были сохранены по пр.7У. Возросла мощность электроэнергетической установки. На
корабле было размещено в машинных отделениях 2 турбогенератора по 100 кВт и в
котельных отделениях - 2 дизель-генератора по 50 кВт. Главным конструктором
эсминцев пр.30 был А. М. Юновидов, главным наблюдателем от ВМФ - В. В. Головков.
Головной корабль "Огневой" на испытаниях в 1944 г. развил суммарную
мощность главных механизмов в 54000 л.с., 27000 л.с. на вал. При этом полная скорость
составила 36 уз. В 1949 г. эсминец пр.30 "Огневой" был передан ВМФ Народной
Республики Болгарии, после чего получил новое название - "Георгий Димитров". По
ряду причин он был снят с вооружения в 1960 году. Часть из его вооружения было
передано ВВМУ "Н. Вапцаров". Корпус эсминца около двух лет простоял
в Варненском озере, после чего был нарезан на металлолом. Этим кораблем
в разное время командовали: - капитан 3 ранга Бобровников П.А. (1944 - 1945). |