ТТД: Водоизмещение: 3101 т. Размеры:
длина - 120,5 м, ширина - 12 м, осадка - 4,25 м. Скорость полного хода: 36,6
узлов. Дальность плавания: 3660 миль при 15,5 узлах. Силовая установка:
ГТЗА типа ТВ-6, двухвальная, 60000 л.с. Вооружение: 2х2 130-мм палубно-башенные
артиллерийские артустановки Б-2-ЛМ, 2х2 85-мм башенные артустановки 92-К, 7х1
37-мм палубных автоматических зенитных установок 70-К (с 1951 г. перевооружены
на зенитные автоматы В-11), 2х5 533-мм торпедных аппарата, 10 торпед, 2 бомбомета
БМБ-1 или БМБ-2, 2 кормовых бомбосбрасывателя, 74 глубинных бомбы, в перегруз
до 60 мин. Экипаж: 286 чел. История корабля: Эскадренный
миноносец проекта 30-бис Приступая к созданию эсминцв проекта 30-бис, советские
военно-морские специалисты располагали опытом создания и боевого применения эсминцев
(пр. 7 и 7-у) и лидеров (пр. 1, 20-и и 38). Работа над эсминцем пр. 30-бис первоначально
была поручена Центральному конструкторскому бюро №17 (ЦКБ-17) Наркомата судостроительной
промышленности. Основанием для этого послужило совместное решение НК ВМФ и НКСП
от 08.10.1945 г. Однако не прошло и двух месяцев, как письмом НК ВМФ от 28.11.1945
г. окончательно был утвержден состав вооружения нового эсминца "второй серии"
(пр.30-бис) и были переназначены исполнители проекта последнего - образовано новое
ЦКБ-53, главным конструктором этого проекта утвержден А. Л. Фишер. Вскоре постановлением
Совмина СССР N3 149-75 от 28.01.1947 г. утвердили и разработанный окончательно
в ЦКБ-53 технический проект 30-бис. В проект 30-бис по сравнению с "родительским"
проектом (эсминец "Огневой" пр. 30) были внесены некоторые изменения: несколько
увеличены главные размерения (длина, ширина и высота борта), корпус впервые выполнялся
полностью сварным, а его конструкция позволяла применять новую, более совершенную
технологию. Прочностные характеристики корпусных конструкций отвечали существовавшим
тогда в военном кораблестроении "Требованиям к выполнению расчетов прочности конструкций
корпуса надводных кораблей", изданным в 1944 г., а также, в частности, "Временной
методике расчета прочности конструкций кормовой оконечности". В состав
бортового оружия и вооружения входили 2X2-130/50 мм/кал, палубно-башенные артиллерийские
артустановки "Б-2-ЛМ" (с боекомплектом по 150 снарядов на ствол); 2X2-85/52 мм/кал,
башенные артустановки "92-К" (боекомплект - по 300 снарядов на ствол), а также
7X1-37/63 мм/кал палубных автоматических зенитных установок "70-К". С 1951 г.
эсминцы пр. 30-бис были взамен последних перевооружены на новые зенитные автоматы
того же калибра "В-11". Боезапас включал в себя 1200 снарядов на ствол. Торпедное
вооружение состояло из двух палубных наводящихся пятитрубных торпедных аппаратов
калибра 53 см типа ША-53-З0-бис" (боекомплект - 10 торпед) и системы ПУТС "Мина-30-бис".
Противолодочное вооружение было предоставлено двумя бомбометами типа "БМБ-1" или
"БМБ-2", а также двумя кормовыми бомбосбрасывателями с боекомплектом больших глубинных
и малых глубинных бомб - соответственно 22 и 52 шт. В перегруз эсминцы могли брать
и мины заграждения: 52 шт. типа "КБ" ("КБ-КРАБ") или 60 шт. типа "М-26". Как и
на ЭМ пр. 30-к, предусматривалось радиотехническое вооружение: РЛС обнаружения
воздушных целей "Гюйс-1М" (на пр. 30-к - "Гюйс-1Б"), РЛС обнаружения надводных
целей "Риф-1", артиллерийские РЛС "Редан" (для главного калибра) и "Вымпел-2"
(для зенитного калибра). В качестве навигационной РЛС применили станцию "Рым-1".
Экипаж эсминцев состоял из 286 человек, включая и офицеров. Создание эсминцев
по пр. 30-бис для советского кораблестроения стало неординарным явлением, ранее
не встречавшимся. За всю историю отечественного флота и кораблестроения предполагалась
постройка самой большой по численности единиц в серии крупных надводных кораблей
(всего ЭМ пр. 30-бис было построено и введено в состав ВМФ 68 ед.). Основными
технологическими процессами, характеризовавшимися своими особенностями при постройке
ЭМ пр. 30-бис, стали плазовые работы, обработка металла корпуса, а также сборка
и сварка корпуса корабля на стапеле и достроечные работы. При постройке технологически
корпус "разбивался" на 101 секцию; сборка и сварка секций выполнялись в сборочном
(корпусном) цеху в специальных "постелях", после чего секции транспортировали
в стапельный цех, где производили монтажную сборку и сварку корпуса по заданной
технологии. Протяженность сварных швов составляла примерно 16000 м; для сварочных
работ на одном таком корабле требовалось примерно 17 т сварочных электродов. Состав
и компоновка, размещение ГЭУ и вспомогательных механизмов были примерно такими
же, как и на ЭМ пр. 30. Расположение котельных и машинных отделений также эшелонное:
два носовых котельных - одно машинное (носовое) отделение ; два кормовых котельных
- одно (кормовое) машинное отделение. Главные паровые котлы типа КВ-30 относились
к типу водотрубных четырехколлекторных котлов. Они имели радиационно-конвективную
поверхность нагрева и воздухоподогреватели с вентиляторним дутьем воздуха в котельное
отделение. В качестве главных турбозубчатых агрегатов на эсминцах пр. 30-бис применялись
ГТЗА типа ТВ-6. Они развивали мощность на переднем ходу до 60000 л.с. Для передачи
на гребные винты крутящего момента предусматривалось наличие двух гребных валопроводов.
После завершения строительства эсминцев пр. 30-бис часть кораблей прошла
модернизацию, в ходе которой ряд отдельных образцов боевых и технических средств
был заменен на более современные либо вообще был убран с корабля. Основными направлениями
модернизационных работ, выполнявшихся на "тридцатках-бис", входивших на то время
в состав нашего флота, были усиление радиотехнического вооружения, боевых средств
кораблей, решавших задачи ПВО и ПЛО, а также улучшение условий обитаемости личного
состава эсминцев. Моряки, служившие на "тридцатках-бис", любили за их простоту
и надежность. И именно этим эсминцам довелось начинать освоение Мирового океана,
где впоследствии они передали решение задач боевой службы более современным своим
собратьям. Эсминец "Оживленный" был зачислен в списки кораблей
ВМФ 22.06.1951 г. и 12.01.1952 г. заложен на заводе № 402 (заводской № 197). Спущен
на воду 04.08.1952 г., вступил в строй 24.01.1953 г. и 23.02.1953 г., подняв Военно-морской
флаг, вошел в состав Северного флота. 03.08.1961 г. был выведен из боевого
состава и переклассифицирован в ЦЛ, но 24.06.1965 г. возвращен в боевой состав
и вновь переклассифицирован в ЭМ. 15.11.1967 г. перечислен в состав Черноморского
флота. 01.04 - 30.07.1972 г., находясь в зоне военных действий, выполнял
боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 01 - 31.10.1973 г.
- вооруженным силам Сирии. 02.06.1976 г. разоружен, исключен из состава
ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и 01.02.1977 г. расформирован. В
1978 г. затонул на ровном киле по верхнюю палубу в Инкермане возле "Вторчермета".
Был поднят и разделан на лом в 1999 г. |