ТТД: Водоизмещение: 1190 т. Размеры:
длина - 93,9 м, ширина 9,3 м, осадка 3,4 м. Скорость полного хода: 34 узла.
Дальность плавания: 1717 миль при 21 узлах. Силовая установка: 2 паровые турбины,
5 котлов, 2 винта, 23500 л.с. Вооружение: 3х1 102 мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета,
5х2 надводных 457-мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж: 111
человек. История корабля: Эскадренный миноносец типа "Дерзкий" Заказан
в рамках программы судостроения, принятой в 1911 году и известной как "ассигнование
средств на усиление Черноморского флота". Постройкой этих эсминцев Морской Генеральный
штаб стремился, хотя бы частично, компенсировать отсутствие на Черном море крейсеров.
В конкурсе на проектирование турбинных эсминцев для Черноморского флота
участвовало 6 заводов. В качестве прототипа был выбран эсминец "Новик", с его
мощной артиллерией и высокой скоростью хода. Хотя первое место занял Путиловский
завод - единственный из русских, имевший опыт проектирования и постройки подобных
кораблей, заказ на 4 эсминца передали Обществу Николаевских заводов и верфей,
занявшему лишь 4-ое место, но обещавшему сжатые сроки выполнения работ. Главное
управление кораблестроения и снабжения разрешило Обществу Николаевских заводов
и верфей строить корабли по собственным чертежам. Контракт был подписан 24 февраля
1912 года. Данный эсминец (типа "Дерзкий") практически не отличался от эсминца
"Новик", но так как требования к проектной скорости хода ограничили 34 узлами
(вместо 36 узлов на прототипе), мощность турбин была снижена почти на 7000 л.с.,
что позволило убрать 1 котел и оставить 3 дымовые трубы, соответственно уменьшив
длину корабля. До 3-х сократили число 102-мм орудий, и одно из них разместили
на кормовой надстройке. Эскадренный миноносец "Пронзительный"
юбыл зачислен 24.10.1911 г. в списки судов Черноморского флота, 31.10.1913 г.
заложен на судоверфи завода "Наваль" Общества Николаевских заводов и верфей, спущен
на воду 15.03.1914 г., и вступил в строй 29.10.1914 г. В период первой
мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника,
нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, выставлял мины на подходе
к проливу Босфор и в районе Варны, обеспечивал и прикрывал минные постановки легких
сил флота. Совместно с другими кораблями уничтожил до 165 турецких парусников,
16 транспортов и судов, потопил 11.12.1915 г. турецкие канонерские лодки "Tachkeupru"
и "Iesgar", а 31.12.1916 г. - германскую подводную лодку "UC 13". 21.08.1916 г.,
совместно с эсминцем "Дерзкий", захватил в качестве трофея турецкий пароход "Туркестан".
29.12.1917 г. вошел в состав Красного Черноморского флота. 29.04.1918 г.
убыл из Севастополя в Новороссийск, где 18.06.1918 г. по приказу Советского правительства,
во избежании захвата германскими войсками, был затоплен экипажем. В 1965
г. по частям поднят Аварийно-спасательной партией Министерства морского флота
и сдан "Главвторчермету" для разборки. |