ТТД: Водоизмещение: 2404 т. Размеры:
длина - 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 5 м. Скорость полного хода: 36 узлов.
Дальность плавания: 1380 миль при 20 узлах. Силовая установка: 54 000 л.с.
Вооружение: 4х1 130-мм орудия Б-13-2с, 2х1 76,2-мм орудия 34-К, 7х1 37-мм
орудий 70-К, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета,
30 глубинных бомб, 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения.
Экипаж: 271 человек. История корабля: Эскадренный миноносец
пр.7У В течение 1938 и начале 1939 года 18 корпусов эсминцев пр.7, находившихся
на стапелях ленинградских заводов имени А.А.Жданова (№ 190), имени С.Орджоникидзе
(№ 189) и николаевского имени 61 коммунара (№ 200), были перезаложены по "улучшенному"
проекту. Корабль этого проекта разрабатывало конструкторское бюро Северной
судостроительной верфи. Главный конструктор - Н.А. Лебедев, представитель наблюдения
от ВМФ - А.Э. Цукшвердт. При этом у почти готовых корпусов пришлось демонтировать
ряд конструкций - в основном в районе машинно-котельных отделений. Первоначально
планировалось перезаложить и все дальневосточные эсминцы, но поскольку работы
во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре из-за слабости производственной базы и
так велись в экстремальном режиме, от этого отказались. В результате "семерки-у"
вошли в состав лишь двух флотов - Балтийского и Черноморского. Эскадренный
миноносец "Смышленый" был заложен по пр.7 на заводе имени 61 коммунара
(№200) в Николаеве 15.10.1936 г., перезаложен (по пр.7У) 27.06.1938 г., являясь
первым черноморским кораблем данного класса, спущен на воду 26.08.1939 года. До
25.09.1940 года корабль носил название "Полезный". Вошел в состав флота
10.11.1940 года. С первых дней войны активно участвовал в боевых действиях.
25 июня 1941 года вместе с "Сообразительным" был включен в состав группы
поддержки и вышел по направлению к Констанце. Однако при движении по фарватеру
между минными заграждениями "Смышленый" зацепил параваном за грунт и
отстал. Он встретил крейсер "Ворошилов" только на следующий день в 7.25,
когда флагман уже возвращался в базу. В августе - октябре эсминец участвует
в обороне Одессы, сопровождает транспорты, ведет огонь по неприятельским войскам.
При эвакуации одесского гарнизона 16 октября "Смышленый" и "Бойкий"
последними из боевых кораблей покидают порт. Затем - оборона Севастополя,
рейсы между главной базой флота и Кавказским побережьем. 28 ноября с позиции в
районе мыса Фиолент он вел огонь по немецким войскам, выпустив 120 130-мм снарядов.
В декабре прикрывал десант в Феодосии, вновь обстреливает неприятеля под Севастополем.
5 января 1942 года в Евпатории с катеров высадили десант, отбивший у немцев
южную часть города. Вторую очередь десанта должен был доставить "Смышленый".
Но, прибыв на рейд Евпатории с батальоном морской пехоты на борту, эсминец не
смог выполнить боевую задачу из-за шторма и сильного огня с берега. Корабль вернулся
в Севастополь. Во время похода в ночь на 21 февраля "Смышленый"
попал в сильный шторм. Волнение моря достигало 8 баллов при необычно короткой
(30-50 м) волне. Эсминец получил многочисленные повреждения: появились трещины
в наружной обшивке, потеряли герметичность заклепочные швы, лопнул один шпангоут.
Еще раз подтвердилась слабость корпусов кораблей проектов 7 и 7У. 5 марта, возвращаясь
из Керчи после конвоирования транспортов, "Смышленый" из-за ошибки в
счислении попал на свое же минное заграждение у мыса Железный Рог и подорвался.
Взрыв произошел в районе 1-го и 2-го котельных отделений, которые оказались мгновенно
затоплены. Корабль стал на якорь и запросил о помощи. На следующий день
к месту происшествия подошли лидеры "Харьков" и "Ташкент",
катера, тральщики. К полудню в минном поле удалось протралить фарватер, и "Смышленый"
своим ходом вышел на чистую воду. Второй эшелон ГЭУ работал и позволял пострадавшему
кораблю развивать скорость в 8 узлов. Однако в 20.17 командир сообщил,
что корабль не слушается руля и идти сам больше не может. К 00.49 7 марта на "Смышленом"
кончилась котельная вода - он остался без энергии и освещения. Тем временем
погода ухудшилась: ветер достигал 6 баллов, 5-балльные волны оборвали поданный
с "Харькова" буксирный трос. Лидер сильно страдал от качки, и его попытка
буксировать эсминец не увенчалась успехом. Бороться с поступавшей водой только
с помощью ручных помп и аварийных средств было крайне сложно, и к утру на "Смышленом"
оказались затопленными оба машинных и 3-е котельное отделения; начало заливать
4-й кубрик. В 8.00 корабль повалился на правый борт, накрыв спущенные катер и
шлюпку; вторую шлюпку разбило о борт. Через 6 минут эсминец затонул кормой вниз,
а затем раздались 3 мощных взрыва - это рвались глубинные бомбы. Те из моряков,
что еще держались на воде, погибли от динамического удара. Находившимся поблизости
кораблям удалось спасти всего двух человек. Вместе со "Смышленым" погиб
и его единственный командир - капитан 3 ранга В.М. Шегула-Тихомиров. |