ТТД: Водоизмещение: 2404 т. Размеры:
длина - 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 5 м. Скорость полного хода: 36
узлов. Дальность плавания: 1380 миль при 20 узлах. Силовая установка:
54 000 л.с. Вооружение: 4х1 130-мм орудия Б-13-2с, 2х1 76,2-мм орудия 34-К,
7х1 37-мм орудий 70-К, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата,
2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения.
Экипаж: 271 человек. История корабля: Эскадренный миноносец
пр.7У К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было
всего семнадцать эскадренных миноносцев - "новиков" (12 - на Балтийском
море и 5 - на Черном). Такие построенные перед первой мировой войной эсминцы не
могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей своего
класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение предусмотреть
в очередной программе военно-морского строительства форсированное создание новых
эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное конструкторское
бюро спецсудостроения (ЦКБС-1). Его главным инженером назначили В.А.Никитина,
а ответственным исполнителем работ П.О.Трахтенберга. ЦКБС-1 начало проектирование
"серийного ЭМ", которому присвоили обозначение "проект 7".
В 1932 году в Италию под руководством В.А.Никитина была командирована комиссия
"Союзверфи", которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной
фирме "Ансальдо", имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных
ЭМ и КРЛ. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией
строящегося ЭМ типа "Мистрале", который стал ближайшим прототипом при
разработке проекта "7". 21 декабря 1934 года общий проект "серийного
ЭМ" был утвержден постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество
"семерок", подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз
изменялось в сторону увеличения. В конечном итоге в 1937 году планировалось сдать
флоту 21 корабль, а в следующем - еще 32. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался
для Балтийского и Северного флотов, 10 - для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского
флота. Строительство кораблей предусматривалось на заводе им. А.А.Жданова, Балтийском
заводе им. С.Орджоникидзе и Николаевских государственных заводах им. Марти и им.61
Коммунара. В течение 1938 и начале 1939 года 18 корпусов эсминцев пр.7,
находившихся на стапелях ленинградских заводов имени А.А.Жданова (№ 190), имени
С.Орджоникидзе (№ 189) и николаевского имени 61 коммунара (№ 200), были перезаложены
по "улучшенному" проекту. Корабль этого проекта разрабатывало конструкторское
бюро Северной судостроительной верфи. Главный конструктор - Н.А. Лебедев, представитель
наблюдения от ВМФ - А.Э. Цукшвердт. При этом у почти готовых корпусов пришлось
демонтировать ряд конструкций - в основном в районе машинно-котельных отделений.
Первоначально планировалось перезаложить и все дальневосточные эсминцы, но поскольку
работы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре из-за слабости производственной
базы и так велись в экстремальном режиме, от этого отказались. В результате "семерки-у"
вошли в состав лишь двух флотов - Балтийского и Черноморского. Эсминец "Сообразительный"
по первоначальному пр. 7 был заложен на заводе №200 имени 61 коммунара в Николаеве
15.10.1936 г. (заводской номер С-1078), перезаложен по пр.7У там же 03.03.1939
г. Спущен на воду 26.8.1939 г. До 25.09.1940 года имел название "Прозорливый".
Второй из черноморских эсминцев проекта 7У, "Сообразительный"
в конце 1940 года вышел в Севастополь на государственные испытания. Тогда же в
командование кораблем вступил старший лейтенант Сергей Степанович Ворков, остававшийся
в этой должности на протяжении последующих четырех лет. 10 мая 1941 года "Сообразительный"
был принят госкомиссией, 7 июня на нем подняли военно-морской флаг, и корабль
официально вошел в состав ЧФ. Две недели спустя началась война. Уже на
рассвете 22 июня 1941 года орудия "Сообразительного" открыли огонь,
отражая налет вражеских самолетов на Севастополь. Через три дня корабль вышел
в первый боевой поход. 1 сентября эсминец вступил в неравный поединок с шестиорудийной
150-мм батареей противника и меткими залпами вынудил ее прекратить обстрел Одесского
порта. Зима 1941/42 года выдалась необычно суровой. Штормовой ветер, волны,
мороз усугубляли и без того тяжелое положение Черноморского флота. Ураган, налетевший
22 января на Новороссийскую бухту, повредил десяток стоявших там кораблей и судов.
Командир "Сообразительного" вовремя сориентировался и вывел свой эсминец
на внешний рейд, что позволило избежать больших неприятностей. Но зато в походе
21 февраля, состоявшемся сразу после завершения планово-предупредительного ремонта,
кораблю досталось сполна. Под ударами 8-балльных волн прогнулась палуба в районе
23 - 26-го шпангоутов, согнулся пиллерс, появились трещины в листах настила. В
наружной обшивке на 35 - 36-м шпангоутах образовались гофры. Через деформированные
дверцы и крышки люков, иллюминаторы под полубаком начала сочиться вода. Были сорваны
и унесены в море вьюшка для троса на полубаке, 6 стоек леерного ограждения, кранцы,
2 вентиляционных грибка. Образовались трещины в щитах 1-го и 4-го 130-мм орудий,
погнулся левый кронштейн большого бомбосбрасывателя, разбились стекла в окнах
ходовой рубки. Наконец, при резком крене на левый борт сломалась и упала в воду
грот-мачта. Эсминцу пришлось уменьшить ход до 12 узлов и возвращаться в базу.
Едва закончился ремонт, как "Сообразительному" выпало новое испытание.
6 марта корабль взял на борт 170 бойцов и около 15.00 вышел из Туапсе в Севастополь.
На эсминце находился член военного совета флота дивизионный комиссар И.И. Азаров.
В ночь на 7-е погода внезапно испортилась. К 4.00 ветер усилился до 7 баллов,
волнение моря - до 6. От ударов встречных волн в настиле полубака и верхних поясах
обшивки появились трещины, сквозь ослабленные заклепочные соединения стала поступать
вода. Только что заделанная обшивка в районе 35 - 36-го шпангоутов снова растрескалась;
в наружной обшивке между 32-м и 46-м шпангоутами с обоих бортов образовались гофры.
В настиле палубы между кожухом первой трубы и мостиком появилась поперечная трещина
длиной 0,8 м; в районе 94 - 96-го шпангоутов - три трещины по 0,3 м. 14 иллюминаторов,
8 водонепроницаемых дверей и 5 крышек люков деформировались и потеряли герметичность.
Во внутренние отсеки поступило около 300 т воды. В 4.10 волной сорвало крепление
глубинных бомб и 4 бомбы Б-1 смыло за борт. В таком состоянии "Сообразительный"
прибыл в Севастополь. У Херсонесского маяка он подвергся атакам - к счастью, безуспешным
- трех вражеских бомбардировщиков. Вскоре вокруг корабля начали рваться снаряды
- это вела огонь немецкая артиллерия со стороны Бельбека. Эсминцу пришлось поставить
дымовую завесу и врываться в Северную бухту на максимально возможной скорости.
Несмотря на полученные во время шторма повреждения, ему удалось успешно совершить
рискованный маневр. Находясь в Севастополе, корабль счастливо избежал попаданий
и затем благополучно вернулся на Кавказ вместе со старым крейсером "Коминтерн"
и транспортом "Кубань". 27 июня 1942 года эсминец участвовал
в уникальной спасательной операции, выйдя из Новороссийска на помощь лидеру "Ташкент",
который подвергся мощнейшему налёту авиации противника при возвращении из Севастополя
и получил тяжелые повреждения. 86 немецких самолетов преследовали лидер в течение
четырех с лишним часов, сбросив на него 336 бомб. Командиру "Ташкента"
удалось избежать прямых попаданий, но все же от близких взрывов у лидера заклинило
руль и затопило ряд первое котельное отделение. Подошедший к его правому борту
"Сообразительный" по перекинутым сходням за 22 минуты принял на свой
борт 1975 человек - раненых, детей и женщин, которых лидер "Ташкен"
эвакуировал из осажденного Севастополя. 250 человек поместили на полубаке, 1200
человек на шкафуте правого и левого бортов, 300 человек - на юте, остальные -
в кубриках. Положение осложнялось и тем, что на эсминце были уложены к транспортировке
в Севастополь принятые накануне в Поти с линкора "Парижская Коммуна"
снаряды калибра 305-мм, уложенные на верхней палубе (70 тонн), а так же ящики
со снарядами к зенитным орудиям, расположенные в кубриках (20 тонн). Это всё резко
ухудшило остойчивость корабля, снизило метацентрическую высоту, увеличило валкость
и практически свело возможность к маневрам к нулю. Любое передвижение людей на
корабле в таких условиях было опасно, поэтому командир корабля категорически запретил
любые передвижения по эсминцу и палубным матросам, и даже тем, кому было нужно
по нужде (для этих целей везде были расставлены ведра). Но избежать неприятностей
в этом выходе так и не удалось - когда корабль благополучно вошел в гавань Новороссийска
и уже ошвартовывался у стенки, спасенные пассажиры хлынули на один борт и через
поручни полезли на причал. Лишь благодаря тому, что боцманская команда буквально
за минуту до этого успела забросить швартовые концы и закрепить корабль, трагедии
удалось избежать - эсминец навалился на причал левым бортом с креном в 15 градусов,
но не перевернулся. "Сообразительный" стал свидетелем одной из
самых крупных на Черноморском флоте трагедий. 2 июля 1942 года Новороссийск подвергся
массированному воздушному налету. 64 "Юнкерса-88" в сопровождении полутора
десятков истребителей неожиданно вынырнули из-за туч и сбросили на гавань около
170 бомб. Всего за четверть часа были уничтожены лидер "Ташкент", эсминец
"Бдительный", санитарный транспорт "Украина" и несколько малых
судов. Многие корабли получили повреждения. "Сообразительному" повезло:
в момент атаки на нем проходили учения зенитчиков, и по самолетам немедленно был
открыт огонь. Возможно, лишь поэтому эсминец избежал прямых попаданий, хотя от
близких разрывов он все же пострадал. Особенно много неприятностей причинила 500-кг
бомба, угодившая в железнодорожный путь, проходивший у самого борта. Палубу полубака
засыпало метровым слоем земли и щебня, а искореженные рельсы зацепились за нос
корабля и прижали его к пирсу. От сильного сотрясения вышли из строя компасы и
все электронавигационные приборы. Сразу же после налета на "Сообразительный"
прибыл командующий эскадрой адмирал Л.А. Владимирский и приказал немедленно покинуть
базу: немцы могли повторить атаку. На эсминце экстренно развели пары, с трудом
отцепили согнутые в виде гигантских крючков рельсы. В море шли без компаса, ориентируясь
по очертаниям берега; вечером благополучно прибыли в Туапсе. 01.03.1943
года эскадренный миноносец "Сообразительный" стал гвардейским. К тому
времени эсминец прошел без капитального ремонта свыше 50 000 миль. Конечно, это
не могло не повлечь за собой серьезный износ механизмов. Интенсивность использования
корабля резко снизилась, непосредственно в боевых операциях он больше не участвовал.
Всего же за 1941 год эсминец прошел 13 874 мили за 1108 ходовых часов, за 1942
год - 27 693 мили за 1530 ходовых часов, за 1943 год им было пройдено 7804 мили,
за 1944-й - 3215, за 1945-й - 3198. Пожалуй, самой примечательной миссией "Сообразительного"
двух последних лет войны стало участие в обеспечении безопасности Ялтинской конференции
в феврале 1945 года: гвардейскому эсминцу достался самый почетный участок патрулирования
- южнее Ливадии. Всего же за годы Великой Отечественной "Сообразительный"
совершил 218 выходов в море, прошел 63 785 миль за 361 ходовой день, отконвоировал
59 транспортов с находившимися на них 70 000 человек и 150 000 тонн грузов, перевез
около 13 000 солдат и эвакуированных. Эсминец провел 56 обстрелов боевых
порядков противника, в результате которых было уничтожено 10 батарей противника,
более 30 танков и автомашин, более 8 батальонов пехоты; и около 100 стрельб по
самолетам, выпустил 2863 130-мм снаряда (в том числе 108 снарядов - по самолетам),
1215 76-мм, 1623 45-мм и 478 37-мм. На его боевом счету 5 сбитых бомбардировщиков,
включая уничтоженные совместно с другими кораблями. Эсимнец "Сообразительный"
267 раз подвергался атакам авиации противника в группе кораблей и 126 раз отбывался
от самолетов врага в одиночестве. На него было сброшено 70 авиабомб, в том числе
и несколько 500-килограммовых. 23 торпеды были выпущены по "Сообразительному"
самолетами-торпедоносцами и торпедными катерами противника. Потери экипажа
эсминца за всю войну составили 5 человек, погибших в результате аварии парового
котла. Командовал "Сообразительным" до 28.12.1944 г. старший лейтенант
(затем капитан-лейтенант, капитан 3 и 2 ранга) С.С. Ворков, затем до конца войны
- капитан 2 ранга Г.Ф. Годлевский. В период с 19.12.1945 г. по 25.08.1947
г. "Сообразительный" прошел капитальный ремонт. С 29.12.1951 г. по 1958
г. он был модернизирован и перестроен по проекту 32, и 20.03.1956 г. переименован
в "СДК-11", а 12.02.1957 г. - в "СС-16". 27.03.1960 г. законсервирован
и поставлен в отстой, 14.09.1963 г. переоборудован в судно-цель "ЦЛ-3".
19.03.1966 г. эсминец "Сообразительный" был исключен из списков
судов ВМФ и, несмотря на настоятельные просьбы ветеранов "Сообразительного"
о сохранении корабля и превращени его в музей славы, он всё же был разобран на
металл в Инкермане. |