ТТД: Водоизмещение: 3101 т. Размеры:
длина - 120,5 м, ширина - 12 м, осадка - 4,25 м. Скорость полного хода: 36,6
узлов. Дальность плавания: 3660 миль при 15,5 узлах. Силовая установка:
ГТЗА типа ТВ-6, двухвальная, 60000 л.с. Вооружение: 2х2 130-мм палубно-башенные
артиллерийские артустановки Б-2-ЛМ, 2х2 85-мм башенные артустановки 92-К, 7х1
37-мм палубных автоматических зенитных установок 70-К (с 1951 г. перевооружены
на зенитные автоматы В-11), 2х5 533-мм торпедных аппарата, 10 торпед, 2 бомбомета
БМБ-1 или БМБ-2, 2 кормовых бомбосбрасывателя, 74 глубинных бомбы, в перегруз
до 60 мин. Экипаж: 286 чел. История корабля: Эскадренный
миноносец проекта 30-бис. Приступая к созданию эсминцв проекта 30-бис,
советские военно-морские специалисты располагали опытом создания и боевого применения
эсминцев (пр. 7 и 7-у) и лидеров (пр. 1, 20-и и 38). Работа над эсминцем пр. 30-бис
первоначально была поручена Центральному конструкторскому бюро №17 (ЦКБ-17) Наркомата
судостроительной промышленности. Основанием для этого послужило совместное решение
НК ВМФ и НКСП от 08.10.1945 г. Однако не прошло и двух месяцев, как письмом НК
ВМФ от 28.11.1945 г. окончательно был утвержден состав вооружения нового эсминца
"второй серии" (пр.30-бис) и были переназначены исполнители проекта последнего
- образовано новое ЦКБ-53, главным конструктором этого проекта утвержден А. Л.
Фишер. Вскоре постановлением Совмина СССР N3 149-75 от 28.01.1947 г. утвердили
и разработанный окончательно в ЦКБ-53 технический проект 30-бис. В проект
30-бис по сравнению с "родительским" проектом (эсминец "Огневой" пр.
30) были внесены некоторые изменения: несколько увеличены главные размерения (длина,
ширина и высота борта), корпус впервые выполнялся полностью сварным, а его конструкция
позволяла применять новую, более совершенную технологию. Прочностные характеристики
корпусных конструкций отвечали существовавшим тогда в военном кораблестроении
"Требованиям к выполнению расчетов прочности конструкций корпуса надводных кораблей",
изданным в 1944 г., а также, в частности, "Временной методике расчета прочности
конструкций кормовой оконечности". В состав бортового оружия и вооружения
входили 2х2-130/50 мм/кал, палубно-башенные артиллерийские артустановки "Б-2-ЛМ"
(с боекомплектом по 150 снарядов на ствол); 2х2-85/52 мм/кал, башенные артустановки
"92-К" (боекомплект - по 300 снарядов на ствол), а также 7х1-37/63 мм/кал палубных
автоматических зенитных установок "70-К". С 1951 г. эсминцы пр. 30-бис были взамен
последних перевооружены на новые зенитные автоматы того же калибра "В-11". Боезапас
включал в себя 1200 снарядов на ствол. Торпедное вооружение состояло из двух палубных
наводящихся пятитрубных торпедных аппаратов калибра 53 см типа "ША-53-З0-бис"
(боекомплект - 10 торпед) и системы ПУТС "Мина-30-бис". Противолодочное вооружение
было предоставлено двумя бомбометами типа "БМБ-1" или "БМБ-2", а также двумя кормовыми
бомбосбрасывателями с боекомплектом больших глубинных и малых глубинных бомб -
соответственно 22 и 52 шт. В перегруз эсминцы могли брать и мины заграждения:
52 шт. типа "КБ" ("КБ-КРАБ") или 60 шт. типа "М-26". Как и на ЭМ пр. 30-к, предусматривалось
радиотехническое вооружение: РЛС обнаружения воздушных целей "Гюйс-1М" (на пр.
30-к - "Гюйс-1Б"), РЛС обнаружения надводных целей "Риф-1", артиллерийские РЛС
"Редан" (для главного калибра) и "Вымпел-2" (для зенитного калибра). В качестве
навигационной РЛС применили станцию "Рым-1". Экипаж эсминцев состоял из 286 человек,
включая и офицеров. Создание эсминцев по пр. 30-бис для советского кораблестроения
стало неординарным явлением, ранее не встречавшимся. За всю историю отечественного
флота и кораблестроения предполагалась постройка самой большой по численности
единиц в серии крупных надводных кораблей (всего ЭМ пр. 30-бис было построено
и введено в состав ВМФ 68 ед.). Основными технологическими процессами, характеризовавшимися
своими особенностями при постройке ЭМ пр. 30-бис, стали плазовые работы, обработка
металла корпуса, а также сборка и сварка корпуса корабля на стапеле и достроечные
работы. При постройке технологически корпус "разбивался" на 101 секцию; сборка
и сварка секций выполнялись в сборочном (корпусном) цеху в специальных "постелях",
после чего секции транспортировали в стапельный цех, где производили монтажную
сборку и сварку корпуса по заданной технологии. Протяженность сварных швов составляла
примерно 16000 м; для сварочных работ на одном таком корабле требовалось примерно
17 т сварочных электродов. Состав и компоновка, размещение ГЭУ и вспомогательных
механизмов были примерно такими же, как и на ЭМ пр. 30. Расположение котельных
и машинных отделений также эшелонное: два носовых котельных - одно машинное (носовое)
отделение ; два кормовых котельных - одно (кормовое) машинное отделение. Главные
паровые котлы типа КВ-30 относились к типу водотрубных четырехколлекторных котлов.
Они имели радиационно-конвективную поверхность нагрева и воздухоподогреватели
с вентиляторним дутьем воздуха в котельное отделение. В качестве главных турбозубчатых
агрегатов на эсминцах пр. 30-бис применялись ГТЗА типа ТВ-6. Они развивали мощность
на переднем ходу до 60000 л.с. Для передачи на гребные винты крутящего момента
предусматривалось наличие двух гребных валопроводов. После завершения строительства
эсминцев пр. 30-бис часть кораблей прошла модернизацию, в ходе которой ряд отдельных
образцов боевых и технических средств был заменен на более современные либо вообще
был убран с корабля. Основными направлениями модернизационных работ, выполнявшихся
на "тридцатках-бис", входивших на то время в состав нашего флота, были усиление
радиотехнического вооружения, боевых средств кораблей, решавших задачи ПВО и ПЛО,
а также улучшение условий обитаемости личного состава эсминцев. Моряки,
служившие на "тридцатках-бис", любили за их простоту и надежность. И именно этим
эсминцам довелось начинать освоение Мирового океана, где впоследствии они передали
решение задач боевой службы более современным своим собратьям. Эскадренный
миноносец "Совершенный" был зачислен в списки кораблей ВМФ 15.03.1950
г. и 16.07.1951 г. заложен на заводе №190 (заводской №612). Спущен на воду 24.04.1952
г., вступил в строй 24.12.1952 г. и 04.01.1953 г., подняв Военно-морской флаг,
вошел в состав 4-го ВМФ. 10.07 - 14.07.1954 г. нанес визит в Хельсинки
(Финляндия); 12.10 - 17.10.1955 г. и 18.04 - 27.04.1956 г. - в Портсмут (Великобритания).
С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ и с 15.07.1968 г. - в состав КЧФ. 07.05.1956
г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но в 1967
г. расконсервирован и вновь введен в строй. 01.06 - 31.06.1967 г. и 01.01
- 31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию
помощи вооруженным силам Египта. 05.03.1987 г. корабль был разоружен и
исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации,
30.07.1987 г. расформирован и впоследствии на базе “Главвторчермета” в Севастополе
разделан на металл. |