ТТД: Водоизмещение: 2404 т. Размеры:
длина - 112,5 м, ширина - 10,2 м, осадка - 5 м. Скорость полного хода:
36 узлов. Дальность плавания: 1380 миль при 20 узлах. Силовая установка:
54 000 л.с. Вооружение: 4х1 130-мм орудия Б-13-2с, 2х1 76,2-мм орудия 34-К,
7х1 37-мм орудий 70-К, 8 12,7-мм пулеметов, 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата,
2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения.
Экипаж: 271 человек. История корабля: Эскадренный миноносец
пр.7У К началу 1930-х годов в составе Военно-Морских сил (ВМС) РККА было
всего семнадцать эскадренных миноносцев - "новиков" (12 - на Балтийском
море и 5 - на Черном). Такие построенные перед Первой мировой войной эсминцы не
могли решать с высокой эффективностью расширившиеся боевые задачи кораблей своего
класса. Поэтому в июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение предусмотреть
в очередной программе военно-морского строительства форсированное создание новых
эскадренных миноносцев. Для этих целей было создано Центральное конструкторское
бюро спецсудостроения (ЦКБС-1). Его главным инженером назначили В.А.Никитина,
а ответственным исполнителем работ П.О.Трахтенберга. ЦКБС-1 начало проектирование
"серийного ЭМ", которому присвоили обозначение "проект 7".
В 1932 году в Италию под руководством В.А.Никитина была командирована комиссия
"Союзверфи", которая остановила свой выбор на крупнейшей судостроительной
фирме "Ансальдо", имевшей многолетний опыт проектирования быстроходных
ЭМ и КРЛ. Комиссия ознакомилась с новейшими итальянскими эсминцами и документацией
строящегося ЭМ типа "Мистрале", который стал ближайшим прототипом при
разработке проекта "7". 21 декабря 1934 года общий проект "серийного
ЭМ" был утвержден постановлением Совета Труда и Обороны. Общее количество
"семерок", подлежащих строительству по утвержденному проекту, не раз
изменялось в сторону увеличения. В конечном итоге в 1937 году планировалось сдать
флоту 21 корабль, а в следующем - еще 32. Из этих 53 эсминцев 21 корабль предназначался
для Балтийского и Северного флотов, 10 - для Черноморского флота и 22 - для Тихоокеанского
флота. Строительство кораблей предусматривалось на заводе им. А.А.Жданова, Балтийском
заводе им. С.Орджоникидзе и Николаевских государственных заводах им. Марти и им.61
Коммунара. В течение 1938 и начале 1939 года 18 корпусов эсминцев пр.7,
находившихся на стапелях ленинградских заводов имени А.А.Жданова (№ 190), имени
С.Орджоникидзе (№ 189) и николаевского имени 61 коммунара (№ 200), были перезаложены
по "улучшенному" проекту. Корабль этого проекта разрабатывало конструкторское
бюро Северной судостроительной верфи. Главный конструктор - Н.А. Лебедев, представитель
наблюдения от ВМФ - А.Э. Цукшвердт. При этом у почти готовых корпусов пришлось
демонтировать ряд конструкций - в основном в районе машинно-котельных отделений.
Первоначально планировалось перезаложить и все дальневосточные эсминцы, но поскольку
работы во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре из-за слабости производственной
базы и так велись в экстремальном режиме, от этого отказались. В результате "семерки-у"
вошли в состав лишь двух флотов - Балтийского и Черноморского. Эскадренный
миноносец "Свободный" был заложен по пр.7 на заводе имени 61 коммунара
(№200) в Николаеве 23.08.1936 , перезаложен по пр.7У в 1938 году, спущен на воду
25.02.1939 года. До 25.09.1940 года корабль носил название "Бесшумный". К
22 июня 1941 года корабль находился в 83,8-процентной технической готовности.
Не закончив швартовых испытаний, эсминец в августе перешел для достройки в Севастополь.
Переход сопровождался рядом инцидентов, связанных с неудовлетворительной работой
еще не до конца отлаженных механизмов. Приемка "Свободного" состоялась
2 января 1942 года, а через неделю корабль официально вошел в состав Черноморского
флота. В январе - феврале эсминец занимался конвойной службой, осуществлял
огневую поддержку наших войск под Севастополем. В ночь на 16 марта обстреливал
неприятельские позиции на побережье Феодосийского залива. Затем выполнял транспортные
рейсы между главной базой флота и портами Кавказа. Один из наиболее примечательных
походов состоялся 27-28 мая, когда "Свободный" вместе с "Сообразительным"
и крейсером "Ворошилов" перевозил из Батуми в Севастополь личный состав
9-й бригады морской пехоты. Корабли успешно отразили атаки вражеской авиации,
без потерь сбив два торпедоносца "Хейнкель-111". Один из них был уничтожен
огнем 130-мм орудий "Свободного". 9 июня эсминец конвоировал
из Новороссийска в Севастополь транспорт "Абхазия". Вечером корабли
подверглись атаке 12 торпедоносцев, продолжавшейся с перерывами около двух часов.
Немцы сбросили 24 торпеды, но ни одна из них не попала в цель. Налет был успешно
отражен, и в ночь на 10 июня корабли ошвартовались у причала №3 в Северной бухте.
К 4.30 "Свободный" закончил выгрузку доставленного боезапаса и дымовых
шашек и, получив приказ обстрелять батареи противника, занял позицию у стенки
торпедной мастерской. А через несколько минут над бухтой появились "юнкерсы"
и "хейнкели". Поначалу "Свободному" везло: первые пять налетов,
повторявшиеся через каждые 10-15 минут, не причинили ему вреда, хотя каждый раз
на эсминец сбрасывалось по 12 - 15 бомб. В 6.40 использование дымовых завес
над Северной бухтой решили прекратить: под их покровом немецкие танки пытались
прорвать линию обороны на Северной стороне. В связи с этим "Свободный"
перешел в более безопасное место - Корабельную бухту и ошвартовался левым бортом
у стенки артиллерийских мастерских. В 8.00 последовали новые воздушные
атаки. На смену Хе-111 пришли пикировщики Ю-87. Уже первые бомбы упали довольно
точно: в 8-15 м от эсминца. От осколков на "Свободном" появились первые
людские потери. Примерно в 10.30 сразу несколько бомб взорвались на расстоянии
5-7 м от кормы. В обшивке образовалось множество пробоин и вмятин, загорелись
дымовые шашки. Впоследствии вблизи правого борта произошло еще несколько взрывов,
число осколочных повреждений продолжало расти. Роковой для "Свободного"
авианалет начался в 13.15. На эсминец набросились сразу 27 "юнкерсов":
15 зашли с носа и 12 - с кормы. Зенитчики открыли яростный ответный огонь, но
было поздно: корабль получил 9 прямых попаданий бомбами весом 100-250 кг. Одна
угодила в щит 2-го 130-мм орудия, две - в ходовой мостик, одна - в район первой
трубы, одна - во 2-е машинное отделение, две - в кормовой мостик и две - в кормовую
часть корпуса. Корабль был полностью разрушен, к тому же загорелся мазут, затем
начали рваться поднесенные к зенитным орудиям снаряды... Из экипажа 67 человек
погибли, многие были ранены, в том числе и командир - капитан 3 ранга П.И. Шевченко.
В данной ситуации был отдан единственно правильный приказ - покинуть судно. Вскоре
после эвакуации личного состава от пожара взорвались торпеды в первом аппарате,
а затем прогремели еще два взрыва - сдетонировал боезапас в кормовых погребах.
"Свободный" лег на грунт с креном 50° на правый борт. Носовая надстройка
осталась над водой и горела в течение 3 суток. Эсминец был поднят и сдан
на слом в 1953 году. Командовали "Свободным" капитан-лейтенант
А.Н. Горшенин (до 18.02.1942 г.) и капитан 3 ранга П.И. Шевченко. |