ТТД: Водоизмещение: 310 т. Размеры:
длина - 40,9 м, ширина - 7,3 м, осадка - 3,0 м. Скорость полного хода: 8,0
узлов. Дальность плавания: 1137 миль при 6,5 узлах. Силовая установка:
дизельная, 2 х 140 л.с., 2 вала. Вооружение: первоначально 2х1 76-мм орудия,
4х1 45-мм орудия, 2 пулемета; в 1944 г. - 1х1 45-мм орудие 21-К, 1 12,7-мм пулемет
"Виккерс". Экипаж: 41 чел. История судна:
Гидрографическое судно Учебный корабль "Комендор" был построен
в 1938 г. на Судоремонтном заводе имени Марти в Одессе. Учебно-артиллерийский
корабль 3-го ранга МПО НКВД, базировался на Балаклаву, входил в состав плавсредств
1-й морской пограничной школы (МПШ) младшего начсостава Народного комиссариата
внутренних дел. 23.06.1941 г. МПШ со всем личным составом, материальной
частью и запасами имущества в соответствии с мобилизационным планом и распоряжением
№38218 Главного управления пограничных войск (ГУПВ) НКВД СССР перешла в оперативное
подчинение Черноморского флота с включением в состав учебного отряда. 13.07.1941
г. приказом Управления погранвойск Черноморского округа № 258/28 она получила
новое название - Балаклавская школа младшего начсостава сторожевых катеров Черноморского
флота. В сентябре 1941 г. в соответствии с совместным приказом Наркоматов внутренних
дел и ВМФ (№00346/001403) "О приёме-передаче из НКВД в НКВМФ морских частей
и подразделений пограничных войск» эта "передислокация" корабль окончательно
вошел в состав ЧФ. Корабль выполнял задания по доставке личного состава
пополнений, а также боеприпасов и другого имущества в Одессу и вывозу оттуда раненых.
С 10.07.1941 г . он был привлечён к противовоздушной и противокатерной обороне
базы торпедных катеров на Тендровской косе, подвергавшейся постоянным налётам
вражеской авиации. Экипажу корабля приходилось почти ежедневно отражать атаки
самолётов противника и устранять повреждения от близких разрывов бомб. В
период с 15.08 по 17.09.1941 г. в районе Егорлыцкого залива и Кинбурнской косы
"Комендор" подвергся особенно ожесточённым налётам вражеской авиации,
отразив 29 воздушных атак. Был поврежден 17.09.1941 г. в Тендровском заливе близкими
разрывами авиабомб; в носовой части образовалась большая пробоина, после чего
корабль во избежание затопления выбросился на мель. Старшина группы электриков
главный старшина Покровский спустился за борт и установил на пробоину пластырь
из пропитанной суриком парусины, который закрепили сверху деревянным щитом, сооружённым
из подручных средств. Подошедший буксир помог откачать воду и сняться с мели,
после чего "Комендор" своим ходом дошёл до Севастополя. В связи с большим
объёмом предстоявших работ он был отправлен на капитальный ремонт в Сухуми. В
дальнейшем "Комендор" передали в Гидрографическое управление Черноморского
флота, переклассифицировав 02.10.1941 г. в гидрографическое судно. Было включено
в состав действующей армии 13.03.1943 г. как ГИСУ. 07.07.1956 г. было выведено
из эксплуатации, переформировано в плавказарму, и передано в распоряжение АСС
ЧФ. С 17.08.1956 г. - "ПКЗ-87". 14.05.1958 г. было сдано для демонтажа
и реализации. Этим судном в развное время командовали: - капитан-лейтенант
Н.С.Магалов. |