Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Канонерские лодки

 
 
 
         
      Канонерская лодка "Черноморец"  
 
"Черноморец"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 1280 т.
Размеры: длина - 67,2 м, ширина - 12,2 м, осадка - 3,7 м.
Скорость полного хода: 13 узлов.
Дальность плавания: 2100 миль при 6 узлах.
Силовая установка: 2 горизонтальные паровые машины двойного расширения, 4 котла, 2 винта, 1657 л.с.
Вооружение: 2х1 152-мм, 1 120-мм, 2х1 75-мм и 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета.
Экипаж: 137 чел.

История корабля:

В начале 80-х годов XIX-го века по русскому проекту на ряде зарубежных верфей были заложены четыре мореходные канонерки, вооруженные крупнокалиберными орудиями. Первыми из них сошли на воду “Сивуч” в Швеции и “Бобр” в Финляндии. Эти канонерки были вооружены одним 229-мм и одним 152-мм орудиями и несколькими малокалиберными пушками. Дальнейшим развитием русского типа мореходной канонерской лодки с тяжелой артиллерией стали “Кореец” и “Манджур”, спущенные на воду в 1886 году соответственно в Стокгольме и Копенгагене. В отличие от “Сивуча” и “Бобра” их вооружение состояло из двух 203-мм и одного 152-мм орудий. Одновременно с ними по тому же проекту на русских черноморских верфях строилось шесть однотипных мореходных канонерских лодок - “Донец”, “Запорожец”, “Кубанец”, “Терец”, “Уралец” и “Черноморец”. При строительстве черноморских лодок за основу приняли базовый проект "Манджура", частично переработав и улучшив его, особенно в отношении водоотливных систем.

Корабли заложили в Николаевском адмиралтействе ("Черноморец", "Донец", "Запорожец") и на верфях в Севастополе ("Кубанец", "Терец", "Уралец"). В марте-ноябре 1887 г. лодки спустили на воду, в августе-ноябре 1887 г. первыми прошли испытания "Кубанец" и "Терец", затем другие корабли.

Водоизмещение лодок доходило до 1400 т. Их вооружили двумя 203 мм орудиями в бортовых спонсонах за полубаком, одним 152 мм орудием на корме, шестью противоминными 47 мм пушками по бортам и двумя торпедными аппаратами. При мощности механизмов около 1500 л.с. канонерки имели ход от 12 до 14,5 узлов. Экономическим ходом они могли пройти до 2000 миль. 10 мм броня прикрывала котлы, машины, палубу и боевую рубку.

Парусное вооружение лодок различалось: николаевские сделали по типу "Манджура" баркентинами с площадью парусов на трех мачтах 500-720 кв.м., а севастопольским при тех же трех мачтах дали более легкое шхунское вооружение, вдвое меньшее.

Канонерская лодка "Черноморец" вступила в строй Черноморского флота в 1888 году.

Вступив в строй, черноморские канонерки главным образом несли дипломатическую службу в иностранных портах как стационары. Канонерская лодка "Черноморец" заходила в греческий порт Пилос в декабре 1889 года и в апреле 1890 года.

Канонерская лодка "Черноморец" знаменита тем, что в 1890 году на ней была организована "глубокомерная Черноморская экспедиция" под руководством выдающегося русского геолога Н.И. Андрусова. Снаряженная Русским географическим обществом, глубокомерная экспедиция сделала несколько открытий, в частности, впервые было обнаружено заражение Черного моря сероводородом.

14 июня 1890 г. “Черноморец” а вышел из Николаева. Утром 16 июня против мыса Тарханкут была выполнена первая комплексная станция с драгировками на глубине 22 саженей (40 м). Всего за период экспедиционных работ, продолжавшихся ровно месяц, “Черноморец” прошел свыше 2500 миль. Было выполнено 60 комплексных станций (из них 37 глубоководных), 889 измерений температуры морской воды на разных глубинах, 446 определений удельного веса морской воды, 13 драгировок. Кроме того, путем опускания на разную глубину электрической лампочки измерялась прозрачность воды в ночное время. Были получены результаты, коренным образом изменившие существовавшие представления о Черном море

В 1900 г. черноморские канонерки данного типа прошли капитальный ремонт и с 1901 г. использовались еще и в качестве учебных судов.

25 ноября 1911 г. "Черноморец" и "Запорожец" исключили из списков действующих кораблей и сдали на слом.

Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан 2-го ранга Н. Смирнов;
- капитан 2-го ранга В.А. Канин.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте