Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Канонерские лодки

 
 
 
     
   Канонерская лодка "Донец" 
 
"Донец"
 
"Донец"
 
"Донец"
 
"Донец"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 1280 т.
Размеры: длина - 67,2 м, ширина - 12,2 м, осадка - 3,7 м.
Скорость полного хода: 13 узлов.
Дальность плавания: 2100 миль при 6 узлах.
Силовая установка: 2 горизонтальные паровые машины тройного расширения, 4 котла, 2 винта, 1819 л.с.
Вооружение: 2х1 152-мм, 1 120-мм, 2х1 75-мм и 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета.
Экипаж: 137 чел.

История корабля:
Заказан в рамках судостроительной программы 1895 года. Строился по чертежам канонерской лодки "Манджур". Всего было построено 6 кораблей, различавшихся между собой главными механизмами, конструкцией дымовых труб, парусностью и общей компоновкой помещений.

Канонерская лодка "Донец" была зачислена в списки судов Черноморского флота 30.01.1886 г, заложена 21.05.1886 г. на эллинге Николаевского адмиралтейства в Николаеве, спущена на воду 30.11.1887 г., вступила в строй летом 1889 г.

Периодически входила в состав эскадры Средиземного моря и в состав практической эскадры Черного моря. В 1891 г. участвовала в комплексных океанографических исследованиях.

Прошла капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1900 г. на Черноморском заводе в Николаеве с заменой огнетрубных котлов на водотрубные, заменой рангоута и настила верхней палубы. Кроме того, были установлены грузовые стрелы для мин.

С 1901 г. использовалась в качестве учебного корабля. Прошла повторный капитальный ремонт в 1912 г. в Севастопольском порту с перевооружением.

29.10.1914 г. в 3 часа 25 минут с турецкого миноносца "Gayret-i Vatanivye" была выпущена торпеда Уайтхеда с расстояния не более 80 метров в канлодку "донец", стоящую в Одессе. В результате попадания и взрыва канонерская лодка получила повреждения носового котельного отделения. Корабль начал быстро набирать воду и оседать носом. "Донец" стал тонуть, заваливаясь на левый борт. В результате затопления на канонерской лодке было 30 погибших и 12 раненых.

28.10.1914 г. начались работы по подъему "Донца", который лежал на глубине 9,5 метров. Канонерскую лодку обследовали водолазы и установили, что корабль лежит на грунте, погрузившись в ил на 2,7 метра с креном на левый борт в 14°. После этого с "Донца" были сняты все орудия, которые были полностью исправны. Затем под канонерской лодкой протянули 26 тросов диаметром 217 мм, которые закреплялись на двух секциях плавучего дока. Эти работы завершились за 21 день. 23.11.1914 г. в 10 часов утра было начато осушение притопленных секций дока. В 14 часов носовая часть канонерки отделилась от дна и вскоре верхняя палуба была над водой. После этого водолазами была заделана пробоина (на это им потребовалось 6 дней).

05.12.1914 г. "Донец" отбуксировали в ковш адмиралтейства, где приступили к заделке всех забортных отверстий. После этого спасатели приступили к откачке воды из корпуса канонерской лодки. К вечеру 07.12.1914 г. корабль приобрел положительную плавучесть и 08.12 был введен в док для ремонтных работ.

К весне 1915 г. восстановительные работы и модернизации на канонерской лодке были закончены. После этого "Донец"в конце 1915 г. перешел в Батум для поддержки наступавших русских сухопутных сил.

В период первой мировой войны входила в состав отряда охраны северо-западного побережья Черного моря. С августа 1916 г. - в состав Дунайской флотилии. 18.10.1918 г. перешла на сторону Советской власти. 01.05.1918 г. была захвачена германскими войсками в Севастополе, в ноябре 1918 г. - белогвардейцами, а в декабре 1918 г. - англо-французскими интервентами. С апреля 1919 г. входила в состав Морских сил Юга России.

Но все эти переходы из рук в руки почти никак не затронули физически "Донец", так как он стоял в Одессе с неисправными машинами. К декабрю 1918 г. на нем не осталось ни одного человека из членов команды, "Донец" продолжал стоять в порту Одессы.

03.04.1919 г. французы вывели из порта и отбуксировали к Тенровской косе все корабли, что еще оставались на плаву, но не могли перемещаться самостоятельно, среди них был и "Донец". Там эти корабли были просто брошены. В конце апреля во время шторма "Донец" сорвало с мертвых якорей и бросило на остов потопленного броненосца "Чесма". Хотя повреждения, полученные канонерской лодкой были незначительными, но из-за того, что на ней не было ни души, "Донец" в скором времени затонул.

28.11.1921 г. "Донец" был поднят и сдан в порт Севастополь на хранение, а в 1928 г. комиссия признала восстановление канонерской лодки нецелесообразным и сдал на слом в Комгосфонд, где "Донец" и был разобран на металл.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте