ТТД: Водоизмещение: 750 т. Размеры: длина
- 45,72 м, ширина - 12,04 м, осадка - 4,86 м. Скорость полного хода: 10 узлов.
Дальность плавания: - миль при 8узлах. Силовая установка: котломашинная одновальная,
1260 л.с. Вооружение: 2х1 76,2-мм орудия , 2х1 7,62-мм пулемёта (с 1942 г.
6х1 12,7-мм и 4х1 7,62-мм пулемёта) пулемета. Экипаж: 48 чел. История
корабля: Мобилизованное ледокольное судно Портовый ледокол "Ледокол
IV" был построен в 1906 г. на судоверфи A.Lange un J.Skuje , Рига, по заказу
Отдела торговых портов Главного управления торгового мореплавания и портов для
азовского торгового порта Мариуполь. Пришел в Мариуполь летом 1907 г., продемонстрировав,
на переходе с Балтики на Черное море в штормовую погоду прекрасные мореходные
качества. Представлял из себя однопалубное стальное судно с непрерывной
верхней палубой и полубаком. Посередине судна установлена большая 2-этажная рубка,
а перед ней - единственная мачта. Большая и широкая труба выведена сквозь настил
рубки. По длине корпус ледокола разделен 7 водонепроницаемыми переборками. Шпация
в носовой части судна составляла 350, а в средней и кормовой частях - 450 мм.
Учитывая необходимость ледокольных работ на азовском мелководье, наружную обшивку
выполнили из избыточно прочных и толстых стальных листов. Силовая установка включала
в себя паровую машину (компаунд) мощностью 1260 л.с. и два цилиндрических горизонтальных
трубчатых котла. Призван по военно-судовой повинности 03.05.1915 г. и вошел
в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовал в Первой мировой
войне. 16.12.1917 г. вошел в состав красного ЧФ. 1.05.1918 г. захвачен германскими
оккупантами. 31.10.1918 г. возвращен Министерству транспорта и промышленности.
В 1919 г. захвачен красными. 1.04.1919 г. поврежден артогнем вооруженного ледокольного
буксира Добровольческой армии "Полезный" и выбросился на берег у Генического
маяка. 23.05.1920 г. поднят и 20.06.1920 г. вошел в состав Азовской флотилии в
качестве канонерской лодки. С 13.06.1920 г. по 13.06.1922 г. - "Знамя социализма".
Участвовал в гражданской войне. 28.01.1921 г. вошел в состав Морских сил Черного
моря. 13.06.1922 г. разоружен, исключен из списков судов РККФ и возвращен Мариупольскому
торговому порту под прежним названием "Ледокол IV". Мобилизован
22.07.1941 г. и 11.08.1941 г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ в качестве канонерской
лодки, с переименованием в Канонерская лодка №4. Участвовал в обороне Геническа
в сентябре 1941 г., Мариуполя в октябре 1941 г., Керчи в октябре 1941 г. и Темрюка
в июле 1942 г., Керченско-Феодосийской 25.12.1941 - 2.01.1942 гг. десантной операции.
02.07.1942 г. погиб от ударов германской бомбардировочной авиации в Темрюкском
порту. 01.03.1944 г. был поднят АСО Азовской флотилии и возвращен Наркомату
морского флота. 10.07.1947 г. законсервирован. В строй не вводился и 14.04.1956
г. ввиду невозможности восстановления передан заводу "Азовсталь" для
разделки на металл. |