ТТД:
Водоизмещение: 1400 т.
Размеры: длина - 74,83 м, ширина - 10,39 м, осадка
- 3,51 м.
Скорость полного хода: 6 узлов.
Дальность плавания: 1150 миль при 5 узлах.
Силовая установка: паровые машины, 2х375 л.с.,
два вала.
Вооружение: 3х1 130-мм орудия, 1 7,62-мм пулемет,
тралы Шульца и придонный.
Экипаж: 169 чел.
История корабля:
Имеющиеся у России десантные средства к началу
1-й Мировой войны (различные боты и "болиндеры")
представляли собой достаточно простые и удобные
средства выгрузки, но их грузоподъемность и дальность
плавания были явно недостоточны. Поэтому специалисты
обратились к более крупным, уже имеющимся гражданским
прототипам на Азовском море. Удачной находкой
сочли шхуну водоизмещением около 1000 т, принадлежавшую
купцу греческого происхождения Эльпидифору. Фактически,
это был уже почти готовый десантный корабль. Имя
ее владельца вошло в военно-морскую историю, послужив
обозначением для целой серии специальных судов.
Морское выдало заказ на 30 "эльпидифоров"только
непосредственно лишь перед февральской революцией.
Осенью 1917 года заказ урезали на 10 единиц. Судно
сохранило все черты своего торгового "предка",
но было значительно улучшено. Оно было оборудовано
двойным дном и специальными балластными цистернами,
позволявшими притапливать кормовую часть и тем
самым облегчать нос, который имел при этом нулевую
осадку и мог "въезжать"на берег. Во
всех помещениях появился электрический свет, на
передней мачте установили прожектор, в рубке -
радиостанцию, а под полубаком оборудовали порты
для выгрузки полевой артиллерии и грузов. Ограждения
люков подкрепили, чтобы они могли выдержать тяжесть
двух гидросамолетов или быстроходных катеров.
Вооружение состояло из трех 102-мм пушек, двух
75-мм зениток и двух пулеметов, и позволяло эффективно
поддерживать высаживающиеся войска. "Эльпидифоры"можно
считать самыми удачными и совершенными десантными
средствами первой мировой войны. Единственным
их недостатком являлась небольшая скорость - всего
около 10 узлов. Причиной стала тривиальная экономия:
после войны десантные пароходы предполагалось
распродать в частные руки, а так как эксплуатация
быстроходных шхун была бы экономически невыгодной,
это могло бы резко сократить число возможных покупателей.
Всего по данному проекту было заказано 20 единиц.
3 единицы (зав. № 410-412) были построены в 1918
г. по первоначальному проекту как десантные суда,
остальные достраивались в СССР после гражданской
войны по различным проектам (№ 413, 414, 416 и
417 - в качестве канонерских лодок, № 420-422
- как нефтеналивные баржи, № 424-427 - как баржи
для перевозки угля). № 428 и 429 разобраны на
стапеле.
Тральщик "Т-316" был заложен в 1917
г. (з-д "Руссуд", Николаев), заводской
№416, спущен на воду в 1920 г.
23.07.1921 г. корабль был передан Главоду Наркомата
путей сообщений в недостроенном состоянии. 15.11.1924
г. зачислен в списки Морских сил Черного моря
в качестве тральщика. 22.06.1926 г. переклассифицирован
в минный заградитель, а 15.06.1928 г. - в канонерскую
лодку.
11.01.1935 г. вошел в состав Черноморского флота.
Прошел капитальный ремонт в 1939-1940 гг. С 09.08
по 13.11.1940 г. входил в состав Дунайской флотилии.
Во время Великой Отечественной войны корабль
участвовал в обороне Одессы и Очакова.
Корабль погиб 22.09.1941 г. от ударов германской
бомбардировочной авиации в районе Тендровской
косы. Попытка спасения экипажа канлодки эсминцем
"Фрунзе" оказалась роковой и для него
- эсминец так же был потоплен авиацией противника.
Канонерская лодка "Красная Армения"
была поднята по частям и сдана на слом в 1949
г.
Переименования корабля: до 15.09.1918 г. - "Т-316",
до 13.09.1924 г. и с 15.11.1924 г. до 5.02.1925
г. - "Эльпидифор №416", с 13.09.1924
г. до 15.11.1924 г. - ТЩ №22, до 31.10.1939 г.
"Красный Крым", с 31.10.1939 г. - "Красная
Армения".
Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан-лейтенант Н.А. Кадыгробов.
|