Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Канонерские лодки

 
 
 
         
      Канонерская лодка "Красная Грузия"  
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 1400 т.
Размеры: длина - 74,83 м, ширина - 10,39 м, осадка - 3,51 м.
Скорость полного хода: 8,7 узлов.
Дальность плавания: 2300 миль при 6,8 узлах.
Силовая установка: паровые машины, 2х375 л.с., два вала.
Вооружение: 3х1 130-мм, 2х1 76,2-мм, 2х1 45-мм, 2х1 37-мм орудия, 5х1 12,7-мм пулеметов, 180 мин обр. 1926 г. или "КБ", тралы Шульца и придонный.
Экипаж: 169 чел.

История корабля:

Имеющиеся у России десантные средства к началу 1-й Мировой войны (различные боты и "болиндеры") представляли собой достаточно простые и удобные средства выгрузки, но их грузоподъемность и дальность плавания были явно недостоточны. Поэтому специалисты обратились к более крупным, уже имеющимся гражданским прототипам на Азовском море. Удачной находкой сочли шхуну водоизмещением около 1000 т, принадлежавшую купцу греческого происхождения Эльпидифору. Фактически, это был уже почти готовый десантный корабль. Имя ее владельца вошло в военно-морскую историю, послужив обозначением для целой серии специальных судов.

Морское выдало заказ на 30 "эльпидифоров"только непосредственно лишь перед февральской революцией. Осенью 1917 года заказ урезали на 10 единиц. Судно сохранило все черты своего торгового "предка", но было значительно улучшено. Оно было оборудовано двойным дном и специальными балластными цистернами, позволявшими притапливать кормовую часть и тем самым облегчать нос, который имел при этом нулевую осадку и мог "въезжать"на берег. Во всех помещениях появился электрический свет, на передней мачте установили прожектор, в рубке - радиостанцию, а под полубаком оборудовали порты для выгрузки полевой артиллерии и грузов. Ограждения люков подкрепили, чтобы они могли выдержать тяжесть двух гидросамолетов или быстроходных катеров.

Вооружение состояло из трех 102-мм пушек, двух 75-мм зениток и двух пулеметов, и позволяло эффективно поддерживать высаживающиеся войска. "Эльпидифоры"можно считать самыми удачными и совершенными десантными средствами первой мировой войны. Единственным их недостатком являлась небольшая скорость - всего около 10 узлов. Причиной стала тривиальная экономия: после войны десантные пароходы предполагалось распродать в частные руки, а так как эксплуатация быстроходных шхун была бы экономически невыгодной, это могло бы резко сократить число возможных покупателей.

Всего по данному проекту было заказано 20 единиц. 3 единицы (зав. № 410-412) были построены в 1918 г. по первоначальному проекту как десантные суда, остальные достраивались в СССР после гражданской войны по различным проектам (№ 413, 414, 416 и 417 - в качестве канонерских лодок, № 420-422 - как нефтеналивные баржи, № 424-427 - как баржи для перевозки угля). № 428 и 429 разобраны на стапеле.

Тральщик "Т-317" был заложен в 1917 г. (з-д "Руссуд", Николаев), заводской №417, спущен на воду в 1922 г., вступил в строй 30.10.1923 г. и вошел в состав Морских сил Черного моря.

18.03.1926 г. корабль был переклассифицирован в минный заградитель, а 28.06.1928 г. - в канонерскую лодку.

Прошел капитальный ремонт в 1925-1926 гг. и в 1938 г. С 11.01.1935 г. входил в состав ЧФ.

Корабль участвовал в обороне Одессы, в Керченско-Феодосийской десантной операции 25-26.12.1941 г., высадке десантов в Григорьевку 22.09.1941 г., Станичку и Южную Озерейку 04-07.02.1943 г.

27.02.1943 г. канонерская лодка "Красная Грузия" под командованием в 21 ч. 55 м. доставила маршевое пополнение в район Мысхако (плацдарм "Малая земля"). "Красная Грузия" уткнулась носом в берег и начала разгрузку.

В 23 ч. 23 м. канонерка была атакована торпедными катерами противника. Торпеда попала в левую часть кормы. Взрывом были выброшены за борт 130-мм орудие и пулемет. Артрасчеты погибли. Машинное отделение заполнилось паром. Аварийные партии пытались закрепить переборки и этим прекратить поступление воды. Удалось отключить котел, в противном случае он бы взорвался. Вода затопила артиллерийские погреба.

28.02.1943 г. в 01 ч. 20 м. канлодка села на грунт в точке 44°39'58" N 37°47 '14" Е на глубине носом - 1,18 м, кормой - 4,76 м.

Прибывшие буксиры пытались стащить корабль с мели, но из-за усилившегося обстрела спасательные работы пришлось прекратить. В последующие дни авиация и артиллерия противника основательно разрушили "Красную Грузию".

После войны АСС ЧФ была срезана находившаяся над водой надстройка, сам же корпус корабля находился на грунте.

Переименования корабля: до 15.09.1918 г. - "Т-317", до 13.09.1924 г. - "Эльпидифор №417", до 12.02.1925 г. - "ТЩ №23", с 12.02.1925 г. - "Красная Грузия".

Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан 3 ранга Г.В. Катунцевский.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте