ТТД: Водоизмещение: - т. Размеры: длина
- 50 м, ширина - 30 м, высота борта - 15 м. Вооружение: 3х1 130-мм орудия
Б-13, 4х1 76,2-мм зенитных орудия 34-К, 3х1 37-мм зенитных автомата 70-К, 3х1
12,7-мм пулемета ДШК, 1х4 7,62-мм пулемет. Бронирование: Экипаж: 130
чел. История корабля: Плавучая зенитная батарея В
конце 30-х гг. ХХ века на судостроительных заводах СССР было развёрнуто строительство
линейных кораблей типа "Советский Союз". Этому предшествовала колоссальная
научно-исследовательская и проектно-конструкторская работа, проведённая советскими
конструкторами и инженерами. Особое внимание они уделили вопросам разработки вооружения
и систем защиты кораблей. Много опытов провели на Чёрном море для определения
оптимальной системы противоминной защиты. На первом этапе были проведены подрывы
24 масштабных отсеков (в масштабе 1:5). В 1938 г. в Севастополе прошёл второй
этап опытов. Как и раньше, они производились на масштабных отсеках, были проведены
27 подрывов. Но на этот раз для опытов построили огромный натурный отсек, на котором
полностью воспроизводилась конструкция системы противоминной защиты линкора. Он
имел форму прямоугольника длиной 50 м, шириной 30 м и высотой борта 15 м. По результатам
этих опытов, комиссия определила, что предельным была мощность взрыва заряда в
750 кг. После окончания испытаний опытный отсек использовали в качестве мишени
для учебных стрельб, а потом его поставили на прикол в одной из севастопольских
бухт. После начала войны отсеком заинтересовался капитан 2 ранга Г.А. Бутаков.
Он предложил командованию Черноморского флота использовать его для создания плавучей
артиллерийской батареи. По его плану отсек планировалось вооружить и установить
на якоре в районе Бельбекской долины в нескольких милях от Севастополя. Он должен
был усилить ПВО Главной базы флота и обезопасить подступы к ней со стороны моря.
По данным разведки ожидалась высадка в Крыму немецкого десанта, и плавучая батарея
должна была этому помешать. Командующий ЧФ Ф.С. Октябрьский поддержал рапорт Г.А.
Бутакова, нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов одобрил эту идею. В июле 1941 г. на "квадрате"
(так отсек именовали в документах) на Севморзаводе начались работы по монтажу
общекорабельных систем и установке вооружения. Работу над проектом вёл инженер
Л.И. Ивицкий. Внутри оборудовали жилые помещения, камбуз, радиорубку, склады и
погреба. На палубе бывшего отсека установили боевую рубку, дальномеры и два прожектора.
Из арсенала доставили 2х130-мм орудия, которые снабдили "ныряющими"
снарядами, предназначенными для борьбы с подводными лодками. Их дополняли 4x76,2-мм
зенитных орудия, 3х37-мм зенитных автомата, Зх12,7-мм зенитных пулемёта. Экипаж
плавбатареи составили 130 человек, 50 из них призвали из запаса, остальных набрали
со всех кораблей ЧФ. К борту "квадрата" рабочие прикрепили шлюпбалку,
но шлюпки не нашлось. Зато рабочие нашли на складах завода огромный адмиралтейский
якорь и передали его на батарею. Старожилы утверждали, что он с линкора "Императрица
Мария". 03.08.1941 г. на отдельной плавучей батарее №3 был поднят военно-морской
флаг. Приказом командующего о ЧФ от 04.08.1941 г. она была включена в состав Охраны
Водного района Главной базы. Экипаж плавбатареи во главе со старшим лейтенантом
С.Я. Мошенским приступил к несению службы. 09.08.1941 г. буксиры перевели плавбатарею
в Бельбекскую бухту. От угрозы атак со стороны моря её отгородили несколькими
рядами противолодочных сетей, с берега она была прикрыта береговыми батареями.
На корабле сразу же начались многочисленные учебные стрельбы, тренировки экипажа
по борьбе за живучесть и различные учения. Летом 1941 г. налёты Люфтваффе
на Севастополь были нечастым явлением. В основном, немецкие самолёты занимались
разведкой военных объектов и постановкой магнитных мин. Лишь изредка бомбили корабли
в порту. Несколько раз плавбатарею атаковали немецкие самолёты, но их выпады успешно
отражали. Батарейцы прикрывали огнём корабли, которые входили в Севастополь. Ситуация
в корне изменилась в конце октября 1941 г. после прорыва Вермахта в Крым. Немецкие
части приступили к штурму Севастополя. Началась 250-дневная оборона города. Немцами
были захвачены все крымские аэродромы, и теперь время полёта их бомберов до Севастополя
составляло всего 10-15 мин. Налёты на город и порт стали ежедневными. Основные
силы флота ушли на Кавказ. В конце октября с "квадрата" демонтировали
два 130-мм орудия, которые понадобились для сухопутного фронта. Также сняли весь
боезапас "стотридцаток", кроме "ныряющих" снарядов, и расчёты
орудий. В результате экипаж корабля сократился до 111 человек. В начале
ноября на Чёрном море были сильные штормы. Их сила была такова, что огромный якорь
не смог удерживать плавбатарею на месте. Волны начали приближать её к берегу,
который теперь занимали немецкие войска, в результате было принято решение сменить
место стоянки. 11.11.1941 г ноября буксиры перевели плавбатарею в Казачью бухту
и притопили на отмели. Новой боевой задачей, которую командование поставило перед
экипажем, стала защита военного аэродрома на мысе Херсонес. Налёты на Херсонесский
аэродром участились. Днём 29.11.1941 г. зенитчикам плавбатареи удалось одержать
свою первую победу. Ими был сбит Bf-109. 17.12 немцы начали новый штурм Севастополя.
В течение всего дня батарейцам пришлось отражать налёты на аэродром. При этом
был сбит Ju-88. В марте командир батареи старший лейтенант С.Я. Мошенский
был награждён орденом Красного Знамени, он стал капитан-лейтенантом, награды за
сбитые самолёты получили и другие члены экипажа. В мае 1942 г. налёты на город
усилились, немцы начали подготовку к новому штурму и стремились нейтрализовать
советских лётчиков. В этом им очень мешал точный огонь зенитчиков плавбатареи
№3, которую моряки-черноморцы стали называть "Не тронь меня!". 27.05.1942
г. зенитчикам удалось сбить сразу два Ме-109. 03.06.1942 г. началась непосредственная
артиллерийская подготовка, а 07.06 - наступление германо-румынских войск на Севастопольский
оборонительный район. На сей раз немцы "плотно взялись" и за "Не
тронь меня!". Первые атаки пикирующих бомбардировщиков на ПЗБ № 3 были успешно
отражены: 9 июня её боевой счёт пополнили сразу три Ju.88 (лучший дневной результат
батареи за все время её боевой службы), 13 июня - ещё один. Однако 14.06.1942
г. плавбатарею впервые атаковали 23 пикировщика Ju.87 Stuka. Ими было сброшено
76 шт. 250-кг авиабомб, но прямых попаданий в плавбатарею экипажам "Штук"
тогда достичь не удалось - они добились лишь нескольких близких разрывов. Зато
при отражении этого налёта моряки-зенитчики сбили два Ju.87. Однако атаки продолжались.
К тому же по ПЗБ № 3 открыла огонь германская дальнобойная артиллерия. 19.06.1942
г. на ПЗБ № 3 был произведён очередной воздушный налёт - 450-й по счёту и оказавшийся
роковым. В 20 часов 20 минут крупнокалиберная бомба (видимо 500-кг бронебойная)
попала в левый борт плавбатареи, почти одновременно вторая тяжёлая бомба разорвалась
прямо у борта. Взрывы смели всё на палубе ПЗБ № 3. Вышли из строя расчёты зенитных
орудий и пулемётов, начался пожар в кормовом патронном погребе, где огонь подбирался
к "ныряющим снарядам", непредусмотрительно оставленным на борту батареи
после снятия 130-мм пушек, для которых они предназначались. К счастью, пожар удалось
потушить и детонации не произошло. Но погибли 29 членов экипажа, включая командира
батареи. Было ранено ещё 27 моряков. В целом ПЗБ № 3 лишилась 50% личного состава.
К вечеру экипажу удалось ввести в строй всего одну 37-мм зенитную автоматическую
пушку и два 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК, но боеприпасов к ним на борту уже практически
не было. 27 июня 1942 года экипаж отдельной плавучей зенитной батареи № 3 "Не
тронь меня!" был расформирован и обращен на пополнение формирований морской
пехоты Севастопольского оборонительного района, сражавшихся на сухопутном фронте
обороны. Всего согласно корабельному журналу на батарею было сброшено более
1100 бомб. Согласно различным источникам, за 7 месяцев боев, батареей было сбито
от 22 до 28 самолетов противника. После освобождения Севастополя корпус
плавбатареи №3 продолжал стоять на отмели в Казачьей бухте. В конце 1940-х годов
его подняли и отбуксировали в Инкерман на разборку. |