ТТД:
Водоизмещение: 263 т.
Размеры: длина - 51,2 м, ширина - 8,2 м, осадка
- 0,88 м.
Скорость полного хода: 8,8 узла.
Дальность плавания: 3700 миль при 8,3 узлах.
Силовая установка: дизельная, 280 л.с., 2 вала.
Бронирование: главный пояс - 16 мм, оконечности
и палуба - 4 мм, крыша боевой рубки - 16 мм, стены
боевой рубки - 30 мм.
Вооружение: 2х1 102-мм орудия МК-2-4 в башенных
установках Б-18,1x2 45-мм башенная установка 41-К,
1х1 45-мм башенная установка 40-К, 2х1 37-мм орудия,
2х1 пулеметных башни с 7,62-мм "Максим",
1х1 7,62-мм пулемет "Максим".
Экипаж: 72 чел.
История корабля:
Монитор проекта СБ-37
С 1934 по 1937 гг. на "Ленинской кузнице"
для Днепровской военной флотилии построили 6 мониторов,
получивших имена моряков-участников гражданской
войны: "Железняков", "Жемчужин",
"Левачев", "Мартынов", "Ростовцев"
и "Флягин".
Монитор "Железняков" был заложен 25.11.1934
г., спущен на воду 22.11.1935 г., вступил в строй
Днепровской флотилии 27.10.1936 г.
С 08.07.1940 г. входил в состав Дунайской флотилии.
В июне 1941 г. поддерживал огнем действия войск
вдоль Дуная. 09.07.1941 г. прорвался в Измаил,
19.07.1941 г. - в устье Дуная и 20.07.1941 г.
прибыл в Одессу. В августе 1941 г. участвовал
в обороне Николаева, Херсона и Очакова, а 25.08.1941
г. перешел в Крым. 25.10.1941 г. ушел в Камыш-Бурун
и 21.11.1941 г. вошел в состав Азовской флотилии.
В октябре - ноябре 1941 г. участвовал в обороне
Керчи, в июле 1942 г. - Ростова-на-Дону и Азова,
а в августе 1942 г. - устья Кубани и Темрюка.
В августе 1942 г. прорвался через Керченский
пролив и, несмотря на полученные повреждения,
03.09.1942 г. пришел в Поти и 14.10.1942 г. был
зачислен в состав ЧФ. Находился в ремонте до августа
1943 г. 26.02.1943 г. вновь переведен в состав
Азовской флотилии, а 13.04.1944 г. - в состав
Дунайской флотилии и 30.08.1944 г. прибыл в Измаил.
01.12.1955 г. вновь вошел в состав ЧФ.
11.03.1958 г. выведен из боевого состава, разоружен
и превращен в плавучий склад. 10.09.1960 г. исключен
из списков судов ВМФ в связи с передачей Дунайскому
пароходству для использования в качестве плавпричала.
В 1965 г. было принято решение о восстановлении
монитора и в 1967 г. он был приведен из Измаильского
порта в Киев на Рыбачий остров и восстановлен
на заводе "Ленинская кузница".
10.07.1967 г. "Железняков" был установлен
в Парке Моряков на набережной Днепра в Киеве в
качестве памятника-мемориала.
Этим кораблем в разное время командовали:
- лейтенант И.Ф. Дудник;
- капитан-лейтенант А.С. Маринушкин;
- капитан 3-го ранга А.Е. Харченко;
- капитан-лейтенант М.Я. Коган;
- капитан 3-го ранга А.Г. Кузнецов;
- капитан-лейтенант Ю.С. Скородумов.
|