ТТД: Водоизмещение: 77 т. Размеры: длина - 27,4 м,
ширина - 4,32 м, осадка - 1 м. Скорость полного хода: 24 узла. Дальность
плавания: 320 миль при 10 узлах, 240 миль при 20 узлах. Силовая установка:
2 дизеля М-50Ф по 2400 л.с., 2 вала. Вооружение: 1х1 76-мм артустановка Д-56ТС,
1х2 25-мм артустановка 2М-3М, 1x2 14,5-мм пулеметная установка 2М-6, 1х1 7,62-мм
пулемет СГМТ (спаренный с Д-56ТС), 1х17 140-мм пусковая установка НУРС БМ-14-17,
4 мины УГДМ или 10 мин ЯМ. Экипаж: 14 чел. История корабля:
Артиллерийский катер пр.1204 В 1965 году в ПКБ "Алмаз" было выдано
ТТЗ на разработку речного артиллерийского катера - фактически бронекатера, но
с весьма слабой защитой (пр.1204, шифр "Шмель"). Главным конструктором
проекта был Л.В. Озимое, а главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга А.И. Косоруков.
Вооружение включало: одно 76-мм артиллерийское орудие в танковой башне ПТ-76 (совместно
с пулеметом ПКТ калибра 7,62-мм); один спаренный 14.5-мм пулемет. Позже было размещено:
17-ствольная реактивная система залпового огня (РСЗО) БМ-14-17 калибром 140-мм,
а также четыре 30-мм гранатомета "Пламя" и ПЗРК "Стрела-2М".
На части катеров последних серий вместо 14.5-мм пулеметов размещали 25-мм автоматы
2М-ЗМ. Вертикальная броня ходовой рубки и барбетов равнялась 10 мм. Бронирование
корпуса и переборок имело толщину 8 мм, а крышки рубки и палубы - 5 мм. Главная
энергетическая установка включала в себя два дизеля М-50Ф (модификация дизелей
типа М-50) мощностью 1200 л.с. каждый. Скорость полного хода составляла 24 узла.
Мореходность позволяла использовать оружие и технические средства при волнении
водной среды до 5 баллов. Экипаж катера состоял из 14 человек. Полное водоизмещение
катера достигало 77 т. После снятия части оборудования катер мог транспортироваться
по железной дороге. По сравнению с предшественником - бронекатером пр.191М,
катер пр.1204 имел более слабое артиллерийское вооружение и упрощенную защиту.
Особенно неудачным являлось использование довольно слабой 76-мм пушки танка ПТ-76
для такого большого катера с водоизмещением более 70-ти тонн. Всё же в какой-то
мере установка РСЗО дополнила ударные возможности катера. Если пр.191М был создан
именно для войны и представлял "речной танк", то пр.1204 скорее напоминал
патрульный катер для мирного времени с противопульной защитой. Учитывая его определенную
слабость, а также новые веяния в классификации кораблей, ВМФ они были включены
в класс артиллерийских кораблей и стали классифицироваться как артиллерийские
катера (АКА). Головной катер пр.1204 строился в Керчи и вошел в состав
ВМФ в 1967 г. Серийная постройка АКА этого проекта осуществлялась, кроме вышеуказанного
судостроительного завода (ССЗ), также на Николаевском ССЗ имени 61-го коммунара,
на ПО "Алмаз" в Ленинграде и на Хабаровском ССЗ. Всего за 1967-1977
гг. было построено 118 АКА (из них 62 для морских частей пограничных войск). Артиллерийский
катер "АК-224" был заложен 28.02.1969 г. в Керчи на ССЗ "Залив"
(заводской №674), спущен на воду 20.06.1969 г., вошел в строй 26.07.1969 г. 11.08.1969
г. артиллерийский катер "АК-224" прибыл в состав 327-го гвардейского
дивизиона артиллерийских кораблей 116-й бригады речных кораблей ЧФ, с базированием
на Измаил. 15.06.1970 г. катер был перечислен в состав 356-го экипажа консервации
21-го дивизиона кораблей резерва. 12.06.1988 г. "АК-224" был расконсервирован
и передан в состав 327-го гвардейского дивизиона артиллерийских кораблей 116-й
бригады речных кораблей ЧФ. В июне 1990 г. тремя артиллерийскими катерами
(АК-527, 224, 248) совершен штурманский поход по маршруту Измаил-Тирасполь-Измаил.
Старший на переходе - командир 116-й бригады речных кораблей капитан 1 ранга Исаков
В.В. 08.04.1995 г. 327-й гвардейский дивизион артиллерийских кораблей в
составе 8 арткатеров пр.1204 (АК-209, 223, 224, 248, 582, 583, 599), 1 арткатера
пр.368РС (АК-527) и 1 рейдового тральщика пр.12592 (РТ-278) вышли из Измаила в
Севастополь. 10.06.1996 г. арткатер "АК-224" был перечислен в
состав Каспийской военной флотилии. |