ТТД: Водоизмещение: 14,5 т. Размеры: длина - 19,1
м, ширина - 3,4 м, осадка - 1,2 м. Скорость полного хода: 50 узлов. Дальность
плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых двигателя,
1700 л.с. Вооружение: 1 82-мм РПУ М-8-М, 2х1 12,7-мм пулемета "ДШК".
Экипаж: 8 чел. История катера: Артиллерийский катер проекта 213 Самый
массовый торпедный катер советской постройки в годы Великой Отечественной войны.
Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева (индекс ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался
в 1934-44 гг. в различных модификациях. Всего было построено 329 единиц катеров
данного типа. Глиссирующий однореданный коробчатый корпус этого торпедного
катера изготавливался из дюралюминия, имел 10 шпангоутов, обшивка крепилась с
помощью заклёпок. 4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус был разделен
на 5 отсеков, с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м шпангоутах.
Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие
быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами
для двух торпед. В середине корпуса находилась ходовая (боевая) рубка также клепаной
конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели пулемета ДШК. Силовая
установка преставляла собой два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина.
Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели,
применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-38ФН. Вооружение катера
составляли два желобных торпедных аппарата калибра 533-мм, а так же пулеметы ДШК
калибра 12,7 мм. В ходе модернизаций состав вооружения катеров неоднократно менялся. В
конце 1942 г. филиал Центрального конструкторского бюро № 32 (ЦКБ-32) Народного
комиссариата судостроительной промышленности, организованный при заводе № 640
в Сосновке (Кировская область) разработал несколько вариантов размещения установок
М-8-М на торпедных катерах Г-5. По одному из вариантов ее монтировали в носовой
части катера вместо зенитно-пулеметной установки, по другому варианту - в кормовой
части рубки. Для серийного производства был выбран второй вариант. Появление высоко
над рубкой тяжелой установки с 24 РС не могло не отразиться на мореходных качествах
легкого катера, его остойчивости. По инструкции АКА разрешалось выходить в море
при волнении до 3 баллов. Переоборудованные под ракетное вооружение торпедные
катера Г-5 серии 11-бис - желобные торпедные аппараты на них были закрыты дюралевыми
листами при постройке. Водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов
1700 л. с., скорость хода до 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м,
осадка 1,2 м. Вооружение: 2 пулемета ДШК и пусковая установка М-8-M, рассчитаная
на 24 реактивных снаряда калибра 82 мм, устанавливаемых в два ряда. Установка
М-8-М обеспечивала пуск 24 82-мм снарядов М-8 за 7-8 секунд. Установка М-8-М была
башенно-палубного типа и состояла из качающейся части (блока направляющих на ферме),
прицельного устройства, механизмов наведения и электрооборудования. Качающаяся
часть с помощью оси качания и опорного винта механизма вертикального наведения
шарнирно закреплялась на основании установки и могла менять угол возвышения в
пределах от +5° до +45°. Поворотное устройство с шаровым погоном давало возможность
качающейся части установки поворачиваться на угол 360° по горизонту. На поворотной
части основания установки, в ее надпалубной части, крепились механизмы наведения,
прицельное и тормозное устройства, сиденье наводчика (он же стрелок), прибор ведения
огня и электрооборудование. Катер №116 "Молодой патриот Трудовых резервов"
был заложен в 1941 г. на средства, собранные учащимися ремесленных и технических
училищ Московской области. Спущен на воду в апреле 1943 г., вступил в строй 10.05.1943
г. и вошел в состав Черноморского флота как "АКА-116". 31.05.1943
г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. В июне 1943 г. по железной дороге катер
был перебазирован на Азовское море. Под командованием лейтенанта Василия Кравцова
неоднократно участвовал в огневых налетах на занятые немцами порты Темрюк, Осипенко,
Мариуполь, на переправу на Пересыпи, объекты у Ново-Вознесенска, обеспечивал высадку
десантов у Мариуполя. 18.08.1943 г. выполняя заданее по поиску своих бронекатеров,
не вернувшихся с операции, в 12.10 в районе коса Беглицкая - коса Кривая, находясь
под артиллерийским обстрелом, подошел к занятому противником берегу, захватил
с рыболовных сейнеров 10 "языков" и благополучно вернулся на базу. Участвовал
в Керченско-Эльтигенской десантной операции. 03.11.1943 г., когда катер
в очередной раз шёл с десантниками через Керченский пролив на Еникальский плацдарм,
он был расстрелян двумя истребителями Me-109, но смог вернуться к причалу №3 на
косе Чушка, где был добит артиллерийским огнем пртивника и затонул. Из команды
погибли 5 человек, в т. ч. командир катера. Погибли также находившиеся на катере
моторист техотдела флотилии и большинство из 25 десантников. Этим катером
командовали: - старший лейтенант B.C. Кравцов. |