ТТД: Водоизмещение: 14,5 т. Размеры: длина - 19,1
м, ширина - 3,4 м, осадка - 1,2 м. Скорость полного хода: 50 узлов. Дальность
плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых двигателя,
1700 л.с. Вооружение: 1 82-мм РПУ М-8-М, 2х1 12,7-мм пулемета "ДШК".
Экипаж: 8 чел. История катера: Артиллерийский катер проекта 213 Самый
массовый торпедный катер советской постройки в годы Великой Отечественной войны.
Спроектирован в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева (индекс ЦАГИ ГАНТ-5). Выпускался
в 1934-44 гг. в различных модификациях. Всего было построено 329 единиц катеров
данного типа. Глиссирующий однореданный коробчатый корпус этого торпедного
катера изготавливался из дюралюминия, имел 10 шпангоутов, обшивка крепилась с
помощью заклёпок. 4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус был разделен
на 5 отсеков, с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м шпангоутах.
Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие
быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами
для двух торпед. В середине корпуса находилась ходовая (боевая) рубка также клепаной
конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели пулемета ДШК. Силовая
установка преставляла собой два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина.
Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели,
применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-38ФН. Вооружение катера
составляли два желобных торпедных аппарата калибра 533-мм, а так же пулеметы ДШК
калибра 12,7 мм. В ходе модернизаций состав вооружения катеров неоднократно менялся. В
конце 1942 г. филиал Центрального конструкторского бюро № 32 (ЦКБ-32) Народного
комиссариата судостроительной промышленности, организованный при заводе № 640
в Сосновке (Кировская область) разработал несколько вариантов размещения установок
М-8-М на торпедных катерах Г-5. По одному из вариантов ее монтировали в носовой
части катера вместо зенитно-пулеметной установки, по другому варианту - в кормовой
части рубки. Для серийного производства был выбран второй вариант. Появление высоко
над рубкой тяжелой установки с 24 РС не могло не отразиться на мореходных качествах
легкого катера, его остойчивости. По инструкции АКА разрешалось выходить в море
при волнении до 3 баллов. Переоборудованные под ракетное вооружение торпедные
катера Г-5 серии 11-бис - желобные торпедные аппараты на них были закрыты дюралевыми
листами при постройке. Водоизмещение 14,5 т, мощность двух бензиновых моторов
1700 л. с., скорость хода до 50 узлов. Длина наибольшая 19,1 м, ширина 3,4 м,
осадка 1,2 м. Вооружение: 2 пулемета ДШК и пусковая установка М-8-M, рассчитаная
на 24 реактивных снаряда калибра 82 мм, устанавливаемых в два ряда. Установка
М-8-М обеспечивала пуск 24 82-мм снарядов М-8 за 7-8 секунд. Установка М-8-М была
башенно-палубного типа и состояла из качающейся части (блока направляющих на ферме),
прицельного устройства, механизмов наведения и электрооборудования. Качающаяся
часть с помощью оси качания и опорного винта механизма вертикального наведения
шарнирно закреплялась на основании установки и могла менять угол возвышения в
пределах от +5° до +45°. Поворотное устройство с шаровым погоном давало возможность
качающейся части установки поворачиваться на угол 360° по горизонту. На поворотной
части основания установки, в ее надпалубной части, крепились механизмы наведения,
прицельное и тормозное устройства, сиденье наводчика (он же стрелок), прибор ведения
огня и электрооборудование. Катер №96 был заложен в 1942 г., спущен на воду
в апреле 1943 г., вступил в строй 15.05.1943 г., и 11.06.1943 г. вошел в состав
Черноморского флота под наименованием "АКА-96". Катер участвовал
в более чем в 20 боевых операциях, в том числе в огневых налетах на аэродром Анапа
(12.07.1943 г. и 21.08.1943 г.), обеспечивал высадку морских десантов в Анапе
(21.09.1943 г.) и в районе станица Благовещенская (25.09.1943 г.). Участвовал
в Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943 г. десантной операции. 07.12.1943
г. "АКА-96" пошел к мысу Такиль для обследования двух шлюпок, обнаруженных
с воздуха. Людей в них не оказалось, а катер в 11:58 атаковала пара немецких истребителей
Me-109. "Мессеры" сделали 6 заходов. АКА-96 получил многочисленные повреждения,
начал терять ход и заполняться водой. 2 человека погибли, 5 получили ранения.
В числе раненых был и командир катера лейтенант В. С. Пилипенко. По наблюдениям
команды, на шестом заходе в 12:25 один Me-109 был сбит. Второй истребитель сделал
еще один заход и ушел. На помощь из Кроткова вышел торпедный катер "ТКА-82".
Он сняли с катера людей, все люки на "АКА-96 "задраили. Доставив спасенных
в Кротков, "ТКА-82" вместе с "ТКА-105" и "СКА-036"
пошел к "АКА-96" для буксировки. Однако катер уже не мог держаться на
плаву и в 13:10 затонул. Этим катером командовали: - старший лейтенант
Пилипенко Владимир Степанович. |