ТТД: Водоизмещение: 52,2 т. Размеры: длина - 25,3
м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м. Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых
двигателя, 1800 л.с. Вооружение: 2х76,2 мм пушки в двух танковых башнях, 2х12,7
мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета. Экипаж: 17 чел. История катера:
Бронекатер пр.1124 12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание
на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре
1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный
конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125. Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке
по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала
бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем. Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись
встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА
пр.1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках
имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя
появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью
оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными
с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно
упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем
килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык,
и значительно упрощало высадку десанта. Первые серии катеров оснащались
двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная
мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при
1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года
большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер БК-111 был заложен в Астрахани на заводе №638 в
1940 г. (заводской №112). Спущен на воду весной 1942 г., вступил в строй летом
1942 г. 09.08.1942 г. включен в состав КБФ, где проходил учебную подготовку.
03.02.1943 г. перечислен в состав АВФ Черноморсокго флота. 05.02.1943 г. зачислен
в списки 1-го дивизиона БКА АВФ ЧФ. 22.05.1943 г. прибыл по железной дороге из
Астрахани в Ейск. Участвовал в Новороссийско-Таманской 9.09-9.10.1943 г.
наступательной и Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943 г. десантной операциях.
01.11.1943 г., следуя на выполнение боевого задания по высадке десанта
в Керчь, в 07:53 в районе Чайкино на подходе к Темрюку бронекатер подорвался на
мине. Были поврежены корпус и механизмы, число раненых составило 11 человек. Бронекатер
отбуксирован в Темрюк на ремонт. 13.04.1944 г. бронекатер был перечислен
в Дунайскую флотилию. Участвовал в Ясско-Кишиневской 20-29.08.1944 г.,
Белградской 28.09-20.10.1944 г., Будапештской 29.10.1944-13.02.1945 гг. и Венской
16.03-15.04.1945 г. наступательных операциях. 19.07.1945 г. приказом НК
ВМФ №00435 бронекатер БК-111 (в составе дивизиона из 7 катеров) был передан в
Морчасти погранвойск Молдавского пограничного округа НКВД. Переименования
катера: №101, с 24.09.1942 г. - №11, с 11.06.1943 г. - №111, с 22.03.1944 г. -
БК-111. |