ТТД: Водоизмещение: 52,2 т. Размеры: длина - 25,3
м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м. Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых
двигателя, 1800 л.с. Вооружение: 2х76,2 мм пушки в танковых башнях, 2х12,7
мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета. Экипаж: 17 чел. История катера:
Бронекатер пр.1124 12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание
на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре
1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный
конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125. Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке
по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала
бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем. Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись
встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА
пр.1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках
имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя
появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью
оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными
с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно
упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем
килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык,
и значительно упрощало высадку десанта. Первые серии катеров оснащались
двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная
мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при
1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года
большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер №16 был заложен в Астрахани на заводе №638 в 1941
г. (заводской №117). Спущен на вод улетом 1942 г., вступил в строй в строй 05.10.1942
г. и вошел в состав Каспийской флотилии. 26.05.1943 г. прибыл по железной дороге
из Астрахани в Ейск и вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. С 11.06.1943
г. именовался как №122. В ночь на 30.08.1943 г. бронекатера №122 и №312
прикрывали высадку десанта в Таганрогском заливе у хутора Веселый (между косой
Беглицкой и Таганрогом). В 04 ч. 45 м. командир отряда высадки получил с катеров
радиограмму: "Бензин на исходе, жду указаний". Было послано указание:
"БКА-312, БКА-122, следовать в базу" (т.е. в Азов). В 05 ч. 00 м. и
группа высадки десанта начали отход в Азов. В это же время от командира группы
прикрытия была получена радиограмма: "Веду бой с катерами и баржами противника".
Бронекатера №311 и №313 из состава группы высадки повернули к месту боя. В 05
ч. 20 м. в 55 кабельтовых от косы Беглицкая были обнаружены бронекатера №122 и
№312, ведущие бой с 4 БДБ противника. Подошедшие катера, желая дать катерам группы
прикрытия возможность прорваться сквозь строй кораблей противника к нашему берегу,
вызвали огонь на себя. В 06 ч. 23 м. бронекатера №311 и №313, у которых тоже было
на исходе горючее, начали отход в базу. Бронекатера №122 и №312, связь с которыми
была потеряна в начале боя, в базу не возвратились. Их следует считать погибшими
в артиллерийском бою с кораблями противника. Возможно, в ходе боя они остались
без горючего и были расстреляны как неподвижные мишени. По данным гидрографии
на расстоянии 53 и 37 кабельтовых от косы Беглицкая находятся два объекта. Координаты
первого объекта 47°02.066'N 38°35.705'E, глубина около 5 метров, возвышение над
грунтом 3,5 метра. Координаты второго объекта 47°03.529'N 38°34.553'E, глубина
4 метра, возвышение над грунтом 2 метра. Этим катером командовали: -
лейтенант Домнин Н.К. |