ТТД: Водоизмещение: 31,4 т. Размеры:
длина - 22,65 м, ширина - 3,55 м, осадка - 0,56 м. Скорость полного хода:
19,7 узлов. Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка:
1 бензиновый двигательС, 850 л.с. Вооружение: 1х76,2 мм пушка в танковой башне,
РПУ М-8-М, 2х1 12,7 мм пулемета ДШК Экипаж: 13 чел. История катера:
Бронекатер пр.1125 12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание
на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре
1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный
конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125. Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке
по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала
бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем. Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись
встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА
пр.1125 имел восемь водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках
имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя
появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью
оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными
с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно
упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем
килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык,
и значительно упрощало высадку десанта. Первые серии катеров оснащались
двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная
мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при
1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года
большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 151 бронекатер, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер БК-123 был заложен в Зеленодольске заводе №340
в мае 1942 г. (заводской №400). Спущен на воду весной 1943 г., вступил в строй
в июне 1943 г., 25.07.1943 г. был включен в состав Азовской военной флотилии Черноморского
Флота. 18.08.1943 г. в 02:00 бронекатер БК-123 в составе группы совместно
с однотипным бронекатером БК-133 вышли из Ейска на поиск плавсредств противника
в Азовском море и для обстрела его сил на берегу в районе Беглицкая, Кривая коса;
в районе косы Беглицкой катера встретили противника. С 01:55 до 02:15 береговые
посты и самолеты наблюдали в том районе бой с применением реактивных снарядов,
а так же сильный взрыв. Из этого боя ни один из бронекатеров обратно не вернулся. Согласно
данным немецкого командования, опубликованным уже после войны, небольшие - всего
в 146 тонн водоизмещением, но хорошо вооруженные (две 88-мм и одна 37-мм пушки,
четыре 20-мм зенитных автомата) немецкие морские артиллерийские лихтеры MAL1 и
MAL2 в 00:45 18.08.1943 г. столкнулись с двумя советскими бронекатерами в районе
Кривой косы. С обоих сторон был немедленно открыт огонь. Дистанция боя составляла
2000 м в начале, и 500 м в конце боя. По одному советскому бронекатеру было достигнуто
5 попаданий, катер загорелся и потерял ход. В 01:04 в другой катер было отмечено
3 попадания, катер разломился и затонул. С находившейся над водой части бронекатера
было снято 4 русских военных моряка, трое из них были ранены. |