ТТД: Водоизмещение: 31,4 т. Размеры:
длина - 22,65 м, ширина - 3,55 м, осадка - 0,56 м. Скорость полного хода:
19,7 узлов. Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка:
1 бензиновый двигательС, 850 л.с. Вооружение: 1х76,2 мм пушка в танковой башне,
РПУ М-8-М, 1х1 12,7 мм пулемета ДШК, 1х1 7,62-мм пулемет ДТ. Экипаж: 13 чел. История
катера: Бронекатер пр.1125 12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое
задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер.
В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера,
главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125. Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке
по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала
бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем. Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись
встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА
пр.1125 имел восемь водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках
имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя
появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью
оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными
с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно
упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем
килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык,
и значительно упрощало высадку десанта. Первые серии катеров оснащались
двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная
мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при
1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года
большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 151 бронекатер, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер №233 "Герой Советского Союза Голубец"
был заложен в Зеленодольске заводе №340 в июне 1942 г. (заводской №401). 24.11.1942
г. зачислен в списки ВМФ с последующей передачей в состав ВВФ. 03.02.1943 г. перечислен
в состав АВФ ЧФ. Спущен на воду весной 1943 г., вступил в строй в июне 1943 г.,
13.07.1943 г. после прохождения госиспытаний на Каспии и утверждения акта включен
в состав ВМФ. 25.07.1943 г. прибыл по железной дороге из Астрахани в Ейск.
27.07.1943 г. по поступлении от промышленности включен в состав АВФ ЧФ. С
13.04.1943 г. №124, с 22.03.1944 г. - БК-124. 13.04.1944 г. перечислен в
ДуВФ. Входил в 3-й ордена Александра Невского дивизион бронекатеров. Участвовал
в Будапештской 29.10.1944-13.02.1945 гг. и Венской 16.03-15.04.1945 г. наступательных
операциях. 01.04.1952 г. переоборудован в станцию борьбы за живучесть,
передан 14-му учебному электромеханическому кабинету в составе 327-го гвБДнДБКР
и переименован в СТЖ-9. 01.03.1969 г. в соответствии с Директивой НШ ЧФ
№ 15/0146 переименован в УТС-53 и передан в состав 327-го гвБДнАК. По приказу
Командующего ЧФ №132 от 15.06.1973 г. УТС-53 из состава 327-го гвБДнАК передан
в Приморско-Ахтарск для установки в качестве памятника. В мае 1975 г. установлен
на постаменте в Приморско-Ахтарске. На левом борту бронекатера закреплена мемориальная
доска: "Памяти моряков Азовской военной флотилии". Этим катером
командовали: - старший лейтенант М. А. Соколов. |