ТТД: Водоизмещение: 26,5 т. Размеры:
длина - 22,65 м, ширина - 3,55 м, осадка - 0,56 м. Скорость полного хода:
19,7 узлов. Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка:
1 бензиновый двигатель, 900 л.с. Вооружение: 1х76,2 мм пушка в танковой башне,
РПУ "М-8-М", 1х12,7 мм пулемет ДШК, 1х7,62 мм пулемет ДТ. Экипаж:
13 чел. История катера: Бронекатер пр.1125 12.11.1931 г.
было утверждено тактико-техническое задание на два типа бронекатеров - большой
(пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил
проектирование большого бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже
Ленречсудопроект приступил к проектированию малого бронекатера пр.1125. Бронекатера
(БКА) должны были иметь малую осадку и должны были вписываться в железнодорожные
габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. Среднюю
часть корпуса бронекатера занимала бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой
боевой (ходовой) рубке располагался пост управления кораблем. Конструкция
корпуса была смешанной: броневая часть делалась клепаной, остальная - сварной.
Все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор и броня приклепывались,
а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА пр.1125 имел восемь водонепроницаемых
поперечных переборок, во всех переборках имелись люки, что обеспечивало проход
в любой отсек без опасного во время боя появления на палубе. Наличие люков в переборках
нарушало хрестоматийное правило проектирования боевых кораблей, однако, как показал
опыт боев, было полностью оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса
сделали практически плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило необходимость
гнуть броневые листы и существенно упростило технологию изготовления. Для этого
проекта характерен плавный подъем килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить
носом к берегу почти впритык, и значительно упрощало высадку десанта. Первые
серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного
12-цилиндрового авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70.
Максимальная мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась
при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942
года большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 151 бронекатер, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер БК-134 был заложен в Зеленодольске заводе № 340
в 1942 г. (заводской №399). 24.11.1942 г. был зачислен в списки ВМФ с последующей
передачей в состав Волжской Военной флотилии. Спущен на воду весной 1943 г., вступил
в строй в июне 1943 г. 13.07.1943 г. после прохождения госиспытаний на Каспии
и утверждения акта приема от промышленности включен в состав ВМФ. 25.07.1943
г. бронекатер прибыл по железной дороге из Астрахани в Ейск, где вошел в состав
5-го дивизиона бронекатеров 1-й Бригады бронекатеров Азовской Военной флотилии.
Бронекатер участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943 г. десантной
операции. 19.04.1944 г. был передан в состав Дунайской Военной флотилии.
Входил в 3-й ордена Александра Невского дивизион БКА ДуВФ. Участвовал в Яссо-Кишиневской
20-29.08.1944 г., Будапештской 29.10.1944 - 13.02.1945 гг. и Венской 16.03 - 15.04.1945
г. наступательных операциях. 21.07.1949 г. бронекатер был исключен из состава
ВМФ и передан ДОСААФ для использования как учебное судно. В 1967 г. он
был установлен в качестве памятника морякам Дунайской военной флотилии в г.Измаил.
Переименования катера: БК-134 "Герой Советского Союза Красносельский",
с 22.03.1944 г. - БК-134. |