ТТД: Водоизмещение: 52,2 т. Размеры: длина - 25,3
м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м. Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых
двигателя, 1800 л.с. Вооружение: 1х76,2 мм пушка ЗИС-5 в башне танка KB, РПУ
РС-16-М-13, 2х12,7 мм пулемета ДШК в башне. Экипаж: 17 чел. История
катера: Бронекатер пр.1124 12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое
задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер.
В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера,
главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125. Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке
по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала
бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем. Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись
встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА
пр.1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках
имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя
появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью
оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными
с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно
упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем
килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык,
и значительно упрощало высадку десанта. Первые серии катеров оснащались
двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная
мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при
1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года
большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер БК-154 был заложен в 1943 г. в Зеленодольске (заводской
№377). Спущен на воду весной 1944 г., вступил в строй в июне 1944 г. и 08.09.1944
г. вошел в состав Дунайской флотилии под временным №414. Входил в 1-й гвардейский
Белградский дивизион бронекатеров. Участвовал в Венской 16.03-15.04.1945
г. наступательной операции. 30.11.1957 г. был исключен из состава ВМФ,
разоружен и сдан в отдел фондового имущества. |