Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Катера

 
 
 
     
   Бронекатер БК-162 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 52,2 т.
Размеры: длина - 25,3 м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м.
Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах.
Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1800 л.с.
Вооружение: 2х76,2 мм пушки Ф-34 в башне танка KB, 2х12,7 мм пулемета ДШК спаренных в башне.
Экипаж: 17 чел.

История катера:
Бронекатер пр.1124

12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию малого бронекатера пр.1125.

Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался пост управления кораблем.

Конструкция корпуса была смешанной: броневая часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью оправдано.

Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык, и значительно упрощало высадку десанта.

Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с.

Вооружение этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях военного времени.

Всего по данному проекту было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных театрах СССР.

Бронекатер БК-162 "Ейский патриот" был заложен в 1943 г. на заводе №638 в Астрахани (заводской №315).

Деньги на постройку двух бронекатеров - БК-161 "Речник Кубани" и БК-162 "Ейский патриот", начиная с февраля 1943 г., собирали работники Кубанского речного пароходства и жители города Ейска. . Всего было собрано 452650 рублей деньгами и облигациями государственных займов. 22.07.1944 г. газета "Ейская правда» писала: "Прими, Родина-мать, наш скромный подарок и пошли его громить ненавистного врага".

30.09.1944 г. по поступлении от промышленности включен с 01.10.1944 г. в состав дивизиона ВМБ Каспийской флотилии. 06.10.1944 г. вступил в строй.

20.12.1944 г. зачислен в списки Дунайской флотилии. 04.01.1945 г. прибыл из Астрахани в Измаил, и 10.01.1945 г. включен в состав Дунайской флотилии. Входил в 1-й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров.

Катер обеспечивал высадку десанта, перевозил войска и технику, огнем из своих 2 орудий поддерживал наступления советских войск в боях за города Гайнбург, Братиславу, Вену.
В боях за Гайнбург отразил 7 налетов вражеской авиации. За два дня переправил в район боевых действий 4 танка, 17 САУ, 38 машин, 2188 бойцов с вооружением и боеприпасами. За эти действия он первым из отряда был удостоин звания "Гвардейский", успешно завершил переход по заминированному фарватеру из Будапешта в Вену, где и закончил свой боевой путь.

03.10.1960 г. был разоружен, исключен из боевого состава ВМФ и передан Рязанскому морскому клубу ДОСААФ как учебное судно.

В 1973 г. редактор газеты "Приазовские степи" Юрий Тарада получил письмо от ленинградского моряка Бережного, который сообщил, что случайно увидел в Рязани этот бронекатер. Мужчина рассказал, что судно срочно нуждается в ремонте, в противном случае его могут в ближайшее время сдать на металлолом. Именно Бережной предложил ейчанам сделать из бронекатера "Ейский патриот" памятник. Власти города незамедлительно отреагировали и перевезли корабль в Ейск. Сотрудники судоремонтного завода согласились привести судно в надлежащий вид - в свободное от работы время добровольцы чинили его и красили. Позже строители во главе с инженером Митаевым установили катер на большой постамент.

08.05.1975 г. бронекатер БК-162 "Ейский патрионт" был откурыт как памятник морякам Азовской военной флотилии в Ейске на центральном пляже города. На доске, укрепленной на постаменте катера надпись: "Гвардейский бронекатер "Ейский патриот". Построен на средства, собранные жителями города и района. Боевой путь начал 20.ХII.1944 года в Краснознаменной Дунайской флотилии. Под командованием гвардии лейтенанта Балева Б.Ф. участвовал в освобождении гг. Будапешта, Комарно и закончил бои в городе Вене".

Этим катером командовали:
- гвардии лейтенант Борис Федорович Балев.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте