ТТД: Водоизмещение: 52,2 т. Размеры: длина - 25,3
м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м. Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых
двигателя, 1800 л.с. Вооружение: 2х76,2 мм пушки Ф-34 в башне танка KB, 2х12,7
мм пулемета ДШК спаренных в башне. Экипаж: 17 чел. История катера:
Бронекатер пр.1124 12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание
на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре
1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный
конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125. Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке
по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала
бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем. Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись
встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА
пр.1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках
имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя
появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью
оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными
с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно
упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем
килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык,
и значительно упрощало высадку десанта. Первые серии катеров оснащались
двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная
мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при
1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года
большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер БК-162 "Ейский патриот" был заложен в
1943 г. на заводе №638 в Астрахани (заводской №315). Деньги на постройку
двух бронекатеров - БК-161 "Речник Кубани" и БК-162 "Ейский патриот",
начиная с февраля 1943 г., собирали работники Кубанского речного пароходства и
жители города Ейска. . Всего было собрано 452650 рублей деньгами и облигациями
государственных займов. 22.07.1944 г. газета "Ейская правда» писала: "Прими,
Родина-мать, наш скромный подарок и пошли его громить ненавистного врага".
30.09.1944 г. по поступлении от промышленности включен с 01.10.1944 г.
в состав дивизиона ВМБ Каспийской флотилии. 06.10.1944 г. вступил в строй. 20.12.1944
г. зачислен в списки Дунайской флотилии. 04.01.1945 г. прибыл из Астрахани в Измаил,
и 10.01.1945 г. включен в состав Дунайской флотилии. Входил в 1-й гвардейский
Белградский дивизион бронекатеров. Катер обеспечивал высадку десанта, перевозил
войска и технику, огнем из своих 2 орудий поддерживал наступления советских войск
в боях за города Гайнбург, Братиславу, Вену. В боях за Гайнбург отразил 7
налетов вражеской авиации. За два дня переправил в район боевых действий 4 танка,
17 САУ, 38 машин, 2188 бойцов с вооружением и боеприпасами. За эти действия он
первым из отряда был удостоин звания "Гвардейский", успешно завершил
переход по заминированному фарватеру из Будапешта в Вену, где и закончил свой
боевой путь. 03.10.1960 г. был разоружен, исключен из боевого состава ВМФ
и передан Рязанскому морскому клубу ДОСААФ как учебное судно. В 1973 г.
редактор газеты "Приазовские степи" Юрий Тарада получил письмо от ленинградского
моряка Бережного, который сообщил, что случайно увидел в Рязани этот бронекатер.
Мужчина рассказал, что судно срочно нуждается в ремонте, в противном случае его
могут в ближайшее время сдать на металлолом. Именно Бережной предложил ейчанам
сделать из бронекатера "Ейский патриот" памятник. Власти города незамедлительно
отреагировали и перевезли корабль в Ейск. Сотрудники судоремонтного завода согласились
привести судно в надлежащий вид - в свободное от работы время добровольцы чинили
его и красили. Позже строители во главе с инженером Митаевым установили катер
на большой постамент. 08.05.1975 г. бронекатер БК-162 "Ейский патрионт"
был откурыт как памятник морякам Азовской военной флотилии в Ейске на центральном
пляже города. На доске, укрепленной на постаменте катера надпись: "Гвардейский
бронекатер "Ейский патриот". Построен на средства, собранные жителями
города и района. Боевой путь начал 20.ХII.1944 года в Краснознаменной Дунайской
флотилии. Под командованием гвардии лейтенанта Балева Б.Ф. участвовал в освобождении
гг. Будапешта, Комарно и закончил бои в городе Вене". Этим катером
командовали: - гвардии лейтенант Борис Федорович Балев. |