ТТД:
Водоизмещение: 52,2 т.
Размеры: длина - 25,3 м, ширина - 4,1 м, осадка
- 0,9 м.
Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах.
Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1800
л.с.
Вооружение: 2х76,2 мм пушки в двух танковых башнях,
2х12,7 мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета.
Экипаж: 17 чел.
История катера:
Бронекатер пр.1124
12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое
задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124)
и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г.
Ленречсудопроект закончил проектирование большого
бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного
позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125.
Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты
СССР при транспортировке по железной дороге на
открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера
занимала бронированная цитадель. Над цитаделью
в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем.
Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной.
Все детали сварных конструкций соединялись встык.
Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели
- приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых
поперечных переборок, во всех переборках имелись
люки, что обеспечивало проход в любой отсек без
опасного во время боя появления на палубе. Наличие
люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал
опыт боев, было полностью оправдано.
Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали
практически плоскодонными с вертикальными бортами.
Это исключило необходимость гнуть броневые листы
и существенно упростило технологию изготовления.
Для этого проекта характерен плавный подъем килевой
линии в носу, что позволяло катеру подходить носом
к берегу почти впритык, и значительно упрощало
высадку десанта.
Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП.
Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался
бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей
(800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась
при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался
самый полный ход. С 1942 года большинство БКА
оснащались импортными четырехтактными двигателями
"Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард"
мощностью 1200 л.с.
Вооружение этих бронекатеров значительно отличается
на различных сериях: на них ставились различные
артустановки, системы пуска реактивных снарядов
и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях
военного времени.
Всего по данному проекту было выпущен 97 бронекатеров,
широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР.
Бронекатер "БК-215" был заложен в пос.Красноармейск
под Сталинградом на заводе №264 в 1941 г. (заводской
№422/118). Спущен на воду в апреле 1942 г. и отбуксирован
в г.Астрахань на завод №638 для достройки.
28.07.1942 г. зачислен в списки ВМФ с передачей
в состав ВВФ, 03.02.1943 г. перечислен в состав
2-го дивизиона формируемой АВФ ЧФ, вступил в строй
весной 1943 г., 13.04.1943 г. на период достройки
и прохождения сдаточных испытаний перечислен в
состав КБФ. 14.06.1943 г. после утверждения акта
приемки от промышленности включен в состав ВМФ
с предназначением в состав АВФ ЧФ. 15.08.1943
г. зачислен в списки Азовской военной флотилии
Черноморского флота.
Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943
г. десантной операции.
13.04.1944 г. бронекатер был перечислен в состав
Дунайской военной флотилии.
Участвовал в Ясско-Кишиневской 20-29.08.1944
г., и Белградской 28.09-20.10.1944 г. наступательных
операциях.
19.07.1945 г. приказом НК ВМФ №00435 бронекатер
"БК-215" (в составе дивизиона из 7 катеров)
был передан в Морчасти погранвойск Молдавского
пограничного округа НКВД.
Переименования катера: №41 "Капитан 3-го
ранга Лысенко", с 18.09.1942 г. - №91, с
3.02.1942 г. - №213, с 22.03.1944 г. - БК-215.
|