ТТД: Водоизмещение: 52,2 т. Размеры: длина - 25,3
м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м. Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых
двигателя, 1800 л.с. Вооружение: 2х1 76,2-мм орудия Лендера, 2х1 12,7-мм пулемета.
Экипаж: 17 чел. История катера: Бронекатер пр.1124 12.11.1931
г. было утверждено тактико-техническое задание на два типа бронекатеров - большой
(пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил
проектирование большого бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже
Ленречсудопроект приступил к проектированию малого бронекатера пр.1125. Бронекатера
(БКА) должны были иметь малую осадку и должны были вписываться в железнодорожные
габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. Среднюю
часть корпуса бронекатера занимала бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой
боевой (ходовой) рубке располагался пост управления кораблем. Конструкция
корпуса была смешанной: броневая часть делалась клепаной, остальная - сварной.
Все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор и броня приклепывались,
а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых
поперечных переборок, во всех переборках имелись люки, что обеспечивало проход
в любой отсек без опасного во время боя появления на палубе. Наличие люков в переборках
нарушало хрестоматийное правило проектирования боевых кораблей, однако, как показал
опыт боев, было полностью оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса
сделали практически плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило необходимость
гнуть броневые листы и существенно упростило технологию изготовления. Для этого
проекта характерен плавный подъем килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить
носом к берегу почти впритык, и значительно упрощало высадку десанта. Первые
серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного
12-цилиндрового авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70.
Максимальная мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась
при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942
года большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер №31 был заложен в 1941 г. на заводе №340 в Зеленодольске
(заводской №318). Спущен на воду летом 1941 г., вступил в строй в декабре 1941
г. и 07.01.1942 г. вошел в состав Волжской флотилии. Участвовал в обороне Сталинграда.
С 30.04 по 18.08.1942 г. входил в состав Онежского отряда кораблей. 02.10.1943
г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. Переименования катера: с 18.08.1942
г. №32, с 18.09.1942 г. №111, с 16.11.1942 г. №73. Участвовал в Керченско-Эльтигенской
31.10-11.12.1943 г. десантной операции. 02.11.1943г. около 21.00 бронекатер
№73 подорвался на мине минного заграждения заграждение "К-12" в Керченском
проливе. Взрывом бронекатеру оторвало нос по рубку, вокруг загорелось вытекшее
топливо. На борту находилось 36 десантников и 16 членов экипажа. Почти все погибли.
Последними катер покинули командир ст.лейтенант Запорожец И.П., Плехов В.М. ,
раненый боцман и еще 1 матрос. В штормовом море долго слышались их голоса. Это
рассказал спасшийся на спасательном круге матрос Корнильцев В.К., которого подобрали
в море без сознания. 5 матросов были найдены и похоронены в районе коса Чушка:
Архипов А.А., Голубев М.В., Гончаров А.Н., Гриденко П.И., Зайцев С.Т. Погибший
бронекатер был обнаружен в 2005 г. гидролокатором бокового обзора экспедицией
водолазной фирмы "Петр" г. Воронеж В 2009 г. клуб "Нептун-про"
в лице его руководителя Станислава Долгова, выступил с инициативой перед главой
администрации ст.Тамань, Майковым Геннадием Николаевичем, о подъёме одной из пушек
"Лендера". С его помощью пушка была поднята и установлена на м.Тузла
в качестве памятника морякам - десантникам. В настоящее время мемориал находится
на въезде на Крымский мост (на Таманском полуострове), к нему оборудован удобный
подъезд, парковка. |