Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Катера

 
 
 
     
   Бронекатер №31 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 52,2 т.
Размеры: длина - 25,3 м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м.
Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах.
Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1800 л.с.
Вооружение: 2х1 76,2-мм орудия Лендера, 2х1 12,7-мм пулемета.
Экипаж: 17 чел.

История катера:
Бронекатер пр.1124

12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию малого бронекатера пр.1125.

Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался пост управления кораблем.

Конструкция корпуса была смешанной: броневая часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью оправдано.

Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык, и значительно упрощало высадку десанта.

Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с.

Вооружение этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях военного времени.

Всего по данному проекту было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных театрах СССР.

Бронекатер №31 был заложен в 1941 г. на заводе №340 в Зеленодольске (заводской №318). Спущен на воду летом 1941 г., вступил в строй в декабре 1941 г. и 07.01.1942 г. вошел в состав Волжской флотилии. Участвовал в обороне Сталинграда.

С 30.04 по 18.08.1942 г. входил в состав Онежского отряда кораблей. 02.10.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ.

Переименования катера: с 18.08.1942 г. №32, с 18.09.1942 г. №111, с 16.11.1942 г. №73.

Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943 г. десантной операции.

02.11.1943г. около 21.00 бронекатер №73 подорвался на мине минного заграждения заграждение "К-12" в Керченском проливе. Взрывом бронекатеру оторвало нос по рубку, вокруг загорелось вытекшее топливо. На борту находилось 36 десантников и 16 членов экипажа. Почти все погибли. Последними катер покинули командир ст.лейтенант Запорожец И.П., Плехов В.М. , раненый боцман и еще 1 матрос. В штормовом море долго слышались их голоса. Это рассказал спасшийся на спасательном круге матрос Корнильцев В.К., которого подобрали в море без сознания. 5 матросов были найдены и похоронены в районе коса Чушка: Архипов А.А., Голубев М.В., Гончаров А.Н., Гриденко П.И., Зайцев С.Т.

Погибший бронекатер был обнаружен в 2005 г. гидролокатором бокового обзора экспедицией водолазной фирмы "Петр" г. Воронеж

В 2009 г. клуб "Нептун-про" в лице его руководителя Станислава Долгова, выступил с инициативой перед главой администрации ст.Тамань, Майковым Геннадием Николаевичем, о подъёме одной из пушек "Лендера". С его помощью пушка была поднята и установлена на м.Тузла в качестве памятника морякам - десантникам. В настоящее время мемориал находится на въезде на Крымский мост (на Таманском полуострове), к нему оборудован удобный подъезд, парковка.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте