ТТД:
Водоизмещение: 26,5 т.
Размеры: длина - 22,65 м, ширина - 3,55 м, осадка
- 0,56 м.
Скорость полного хода: 19,7 узлов.
Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах.
Силовая установка: 1 бензиновый двигатель, 800
л.с.
Вооружение: 1х76,2 мм пушка в танковой башне,
1х12,7 мм пулемет ДШК, 1х7,62 мм пулемет ДТ.
Экипаж: 13 чел.
История катера:
Бронекатер пр.1125
12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое
задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124)
и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г.
Ленречсудопроект закончил проектирование большого
бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного
позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125.
Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты
СССР при транспортировке по железной дороге на
открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера
занимала бронированная цитадель. Над цитаделью
в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем.
Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной.
Все детали сварных конструкций соединялись встык.
Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели
- приваривалась. БКА пр.1125 имел восемь водонепроницаемых
поперечных переборок, во всех переборках имелись
люки, что обеспечивало проход в любой отсек без
опасного во время боя появления на палубе. Наличие
люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал
опыт боев, было полностью оправдано.
Чтобы обеспечить малую осадку, корпус катера
сделали практически плоскодонными с вертикальными
бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые
листы и существенно упростило технологию изготовления.
Для этого проекта характерен плавный подъем килевой
линии в носу, что позволяло катеру подходить носом
к берегу почти впритык, и значительно упрощало
высадку десанта.
Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП.
Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался
бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей
(800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась
при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался
самый полный ход. С 1942 года большинство БКА
оснащались импортными четырехтактными двигателями
"Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард"
мощностью 1200 л.с.
Вооружение этих бронекатеров значительно отличается
на различных сериях: на них ставились различные
артустановки, системы пуска реактивных снарядов
и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях
военного времени.
Всего по данному проекту было выпущен 151 бронекатер,
широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР.
Бронекатер "БК-311" был заложен в Зеленодольске
заводе №340 в 1941 г. (заводской №388). Спущен
на воду весной 1942 г., вступил в строй осенью
1942 г. и 11.11.1942 г. вошел в состав Волжской
флотилии.
30.05.1943 г. прибыл по железной дороге из Астрахани
в Ейск. 02.06.1943 г. был включен в состав Азовской
военной флотилии Черноморского флота.
Участвовал в обороне Сталинграда, Новороссийско-Таманской
9.09 - 9.10.1943 г. наступательной операции. 10.10.1943
г., следуя на выполнение боевого задания, при
выходе из Глухого канала (Темрюк) подорвался на
неконтактной мине и затонул. Всего было спасено
2 человека.
23.10.1943 г. бронекатер был исключен из списков
Азовской военной флотилии Черноморского флота.
Переименования катера: до 18.09.1942 г. - №35,
до 16.11.1942 г. - №31, до 21.03.1943 г. - №52,
с 21.03.1943 г. - "БКА-311".
|