ТТД: Водоизмещение: 26,5 т. Размеры: длина - 22,65
м, ширина - 3,55 м, осадка - 0,56 м. Скорость полного хода: 19,7 узлов.
Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка: 1 бензиновый
двигатель, 800 л.с. Вооружение: 1х76,2 мм пушка в танковой башне, 1 х 132-мм
РПУ. Экипаж: 13 чел. История катера: Бронекатер пр.1124 12.11.1931
г. было утверждено тактико-техническое задание на два типа бронекатеров - большой
(пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил
проектирование большого бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже
Ленречсудопроект приступил к проектированию малого бронекатера пр.1125. Бронекатера
(БКА) должны были иметь малую осадку и должны были вписываться в железнодорожные
габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. Среднюю
часть корпуса бронекатера занимала бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой
боевой (ходовой) рубке располагался пост управления кораблем. Конструкция
корпуса была смешанной: броневая часть делалась клепаной, остальная - сварной.
Все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор и броня приклепывались,
а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых
поперечных переборок, во всех переборках имелись люки, что обеспечивало проход
в любой отсек без опасного во время боя появления на палубе. Наличие люков в переборках
нарушало хрестоматийное правило проектирования боевых кораблей, однако, как показал
опыт боев, было полностью оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса
сделали практически плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило необходимость
гнуть броневые листы и существенно упростило технологию изготовления. Для этого
проекта характерен плавный подъем килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить
носом к берегу почти впритык, и значительно упрощало высадку десанта. Первые
серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного
12-цилиндрового авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70.
Максимальная мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась
при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942
года большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер БК-318 был заложен в 1943 г. на заводе №638 в Астрахани
(заводской №306). Спущен на воду в 1943 г., вступил в строй летом 1944 г. и 10.08.1944
г. вошел в состав Днепровской флотилии. Участвовал в Берлинской наступательной
операции 16.04-8.05.1945 г. |