ТТД: Водоизмещение: 52,2 т. Размеры: длина - 25,3
м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м. Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых
двигателя, 1800 л.с. Вооружение: 2х76,2 мм пушки Лендера (на 01.09.1944 г.
- 2х76,2 мм пушки в танковых башнях), 2х12,7 мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета.
Экипаж: 17 чел. История катера: Бронекатер пр.1124 12.11.1931
г. было утверждено тактико-техническое задание на два типа бронекатеров - большой
(пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил
проектирование большого бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже
Ленречсудопроект приступил к проектированию малого бронекатера пр.1125. Бронекатера
(БКА) должны были иметь малую осадку и должны были вписываться в железнодорожные
габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. Среднюю
часть корпуса бронекатера занимала бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой
боевой (ходовой) рубке располагался пост управления кораблем. Конструкция
корпуса была смешанной: броневая часть делалась клепаной, остальная - сварной.
Все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор и броня приклепывались,
а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых
поперечных переборок, во всех переборках имелись люки, что обеспечивало проход
в любой отсек без опасного во время боя появления на палубе. Наличие люков в переборках
нарушало хрестоматийное правило проектирования боевых кораблей, однако, как показал
опыт боев, было полностью оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса
сделали практически плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило необходимость
гнуть броневые листы и существенно упростило технологию изготовления. Для этого
проекта характерен плавный подъем килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить
носом к берегу почти впритык, и значительно упрощало высадку десанта. Первые
серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного
12-цилиндрового авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70.
Максимальная мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась
при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942
года большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущено 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер "БК-32" был заложен в Зеленодольске в
1941 г. (заводской №316). Спущен на воду в летом 1941 г., вступил в строй в декабре
1941 г. и 10.07.1942 г. вошел в состав Волжской флотилии. Участвовал в
обороне Сталинграда. 30.09.1943 г. отправлен по железной дороге из Сарепты
в Ейск. 02.10.1943 г. бронекатер прибыл в Ейск из ВВФ, и 10.10.1943 г. вошел в
состав Азовской флотилии Черноморского флота. Участвовал в Керченско-Эльтигенской
десантной операции 31.10-11.12.1943 г. 31.10.1943 г. в шторм в районе Кучугура
на Азовском море сорван с якоря, выброшен на берег и поврежден о камни. 18.11.1943
г. ввиду низкого технического состояния корпуса и механизмов исключен из списков
Азовской военной флотилии ЧФ. Однако после восстановительного ремонта 02.02.1944
г. катер был снова включен в состав Азовской флотилии. 13.04.1944 г. перечислен
в Дунайскую флотилию. Участвовал в Ясско-Кишиневской 20-29.08.1944 г. и
Будапештской 29.10.1944-13.02.1945 гг. наступательных операциях. 31.05.1949
г. бронекатер "БК-32" был разоружен и исключен из состава ВМФ. Переименования
бронекатера: №21, с 12.06.1942 г. - №43, с 18.08.1942 г. - №53, с 16.11.1942 г.
- №32, с 22.03.1944 г. - БК-32. |