ТТД: Водоизмещение: 31,4 т. Размеры: длина - 22,65
м, ширина - 3,55 м, осадка - 0,56 м. Скорость полного хода: 19,7 узлов.
Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка: 1 бензиновый
двигательС, 850 л.с. Вооружение: 1х76,2 мм пушка в танковой башне, 2х1 12,7
мм пулемета ДШК, 1х1 7,62-мм пулемет ДТ. Экипаж: 13 чел. История
катера: Бронекатер пр.1125 12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое
задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер.
В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера,
главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125. Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке
по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала
бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем. Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись
встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА
пр.1125 имел восемь водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках
имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя
появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью
оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными
с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно
упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем
килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык,
и значительно упрощало высадку десанта. Первые серии катеров оснащались
двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная
мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при
1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года
большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 151 бронекатер, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер №71 был заложен в Зеленодольске заводе №340 в 1940
г. (заводской №389). Спущен на воду 1942 г., введен в Волжскую флотилию 31.10.1942
г., официально вступил в строй 11.11.1942 г. 21.03.1943 г. перечислен в
состав Азовской флотилии, затем 30.05.1943 г. прибыл по железной дороге из Астрахани
в Ейск. 02.06.1943 г. по прибытии с ВВФ включен в состав АВФ ЧФ. 13.04.1944
г. перечислен в Дунайскую флотилию. С 15.11.1944 г. входил в 4-й Тульчинский дивизион
бронекатеров. 09.12.1944 г. в районе Вуковара при оказании помощи бронекатеру
БК-338 от попадания 3-х снарядов противника в моторное отделение, кубрик и башню
врезался в плавни, загорелся, взорвался и затонул. Впоследствии поднят Югославией,
отремонтирован и в 1951 г. введен в ВМС Югославии как речной бронированный катер
РОЧ 201 (затем с 1952 г. - РОЧ 202. Исключен из состава ВМС Югославии в 1964 г. Переименования
катера: до 18.09.1942 г. - №71, до 16.11.1942 г. - №32, до 21.03.1943 г. №53,
до 22.03.1944 г. - БКА №321, с 22.03.1944 г - БК-321. |