ТТД:
Водоизмещение: 52,2 т.
Размеры: длина - 25,3 м, ширина - 4,1 м, осадка
- 0,9 м.
Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах.
Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1800
л.с.
Вооружение: 1х76,2 мм пушка Лендера (на 01.09.1944
г. - 1х76,2 мм пушка в танковой башне), 1х37 мм
зенитное оружие 70К, 1х12,7 мм пулемет ДШКМ-26.
Экипаж: 17 чел.
История катера:
Бронекатер пр.1124
12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое
задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124)
и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г.
Ленречсудопроект закончил проектирование большого
бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного
позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125.
Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты
СССР при транспортировке по железной дороге на
открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера
занимала бронированная цитадель. Над цитаделью
в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем.
Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной.
Все детали сварных конструкций соединялись встык.
Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели
- приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых
поперечных переборок, во всех переборках имелись
люки, что обеспечивало проход в любой отсек без
опасного во время боя появления на палубе. Наличие
люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал
опыт боев, было полностью оправдано.
Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали
практически плоскодонными с вертикальными бортами.
Это исключило необходимость гнуть броневые листы
и существенно упростило технологию изготовления.
Для этого проекта характерен плавный подъем килевой
линии в носу, что позволяло катеру подходить носом
к берегу почти впритык, и значительно упрощало
высадку десанта.
Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП.
Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался
бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей
(800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась
при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался
самый полный ход. С 1942 года большинство БКА
оснащались импортными четырехтактными двигателями
"Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард"
мощностью 1200 л.с.
Вооружение этих бронекатеров значительно отличается
на различных сериях: на них ставились различные
артустановки, системы пуска реактивных снарядов
и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях
военного времени.
Всего по данному проекту было выпущен 97 бронекатеров,
широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР.
Бронекатер "БК-33" был заложен в Зеленодольске
заводе №340 в 1941 г. (заводской №317). Спущен
на воду в летом 1941 г., 14.08.1941 г. зачислен
в списки ВМФ с последующей передачей в состав
Ладожской военной флотилии. 05.12.1941 г. перечислен
в состав Волжской военной флотилии, вступил в
строй в декабре 1941 г., включен в состав ВМФ
10.07.1942 г.
Участвовал в обороне Сталинграда.
14.09.1943 г. перечислен в состав Азовской военной
флотилии Черноморского флота. 30.09.1943 г. отправлен
по железной дороге из Сарепты в Ейск. 02.10.1943
г. вошел в состав Азовской флотилии Черноморского
флота.
Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943
г. десантной операции.
13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию,входил
в 1-й гвардейский Белградский дивизион. 31.05.1949
г. в связи с низким техническим состоянием разоружен,
исключен из состава ВМФ, сдан в ОФИ.
Участвовал в Ясско-Кишиневской 20-29.08.1944
г., Белградской 28.09-20.10.1944 г. и Будапештской
29.10.1944-13.02.1945 гг. наступательных операциях.
31.05.1949 г. бронекатер "БК-33" был
разоружен, исключен из состава ВМФ и сдан в ОФИ.
Переименования бронекатера: №22, с 12.06.1942
г. - №44, с 18.08.1942 г. - №54, с 16.11.1942
г. - №33, с 22.03.1944 г. - БК-33
Этим бронекатером командовали:
- гв. ст. лейтенант Воробьев К.И.
|