Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Катера

 
 
 
     
   Бронекатер БК-336 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 52,2 т.
Размеры: длина - 25,3 м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м.
Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах.
Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1800 л.с.
Вооружение: 1х76,2 мм пушка в танковой башне, РПУ М-13-М, 2х12,7 мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета.
Экипаж: 17 чел.

История катера:
Бронекатер пр.1124

12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию малого бронекатера пр.1125.

Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался пост управления кораблем.

Конструкция корпуса была смешанной: броневая часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью оправдано.

Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык, и значительно упрощало высадку десанта.

Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с.

Вооружение этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях военного времени.

Всего по данному проекту было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных театрах СССР.

Бронекатер №336 был заложен в 1942 г. в Астрахани на заводе №638 (заводской №308). Спущен на воду летом 1943 г., вступил в строй в конце 1943 г. 27.02.1944 г. вошёл в состав Азовской военной флотилии Черноморского флота. В составе Азовской флотилии бронекатер участвовал в высадке десанта в районе мыса Тарханкут, в разведывательных рейдах.

13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую флотилию. Входил в 1-й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров.

С 22.03.1944 г. именовался как БК-336.

Участвовал в Ясско-Кишиневской 20-29.08.1944 г., Белградской 28.09-20.10.1944 г., Будапештской 29.10.1944-13.02.1945 гг. и Венской 16.03-15.04.1945 г. наступательных операциях.

10.12.1944 г. при выполнении задания в районе Вуковара на р.Дунай от попадания снарядов противника получил повреждения корпуса и мотора, был поставлен на капремонт.

В послевоенные годы бронекатер БК-336 оставался в составе ДуВФ, а после её расформирования в 1960 г. - в составе 327 дивизиона кораблей резерва 116-й Краснознамённой бригады тральщиков Черноморского флота.

В 1965 г. все бронекатера проектов 1124 и 1125 были переклассифицированы в артиллерийские катера (АК), и катер был переименован в АК-336.

В 1960-х гг., в связи с осложнением обстановки на Дальнем Востоке, АК-336 был снят с консервации, и по железной дороге доставлен в Хабаровск, откуда своим ходом по Амуру прибыл в Благовещенск (Бурхановский затон), где вошёл в состав 74-й бригады речных артиллерийских катеров 49-й Краснознамённой дивизии речных кораблей (КДРЧК) Тихоокеанского флота (Хабаровск).

Вначале 1970-х гг. катер был расформирован и сдан на консервацию.

В 1973 г. катер был снят с консервации и передан флотилии клуба "Юных моряков" города Свободного (ныне Детский морской центр им. адмирала С.О. Макарова). В августе того же года катер прибыл на базу флотилии - возле села Бардагон, где использовался в качестве учебного судна. В 1980 г. он был выведен из состава учебных судов и использовался как плавучая казарма.

В 1993 г. корпус бронекатера был выкуплен частным лицом - фермером Е.В. Бибиковым, и поставлен у причала р.Зея до лучших времен. В будущем Бибиков хотел открыть на его борту музей, но корпус бронекатера без башен в 2013 г. после наводнения в Приамурье затопило по самые люки.

Этим катером командовали:
- гвардии старший лейтенант Пинашин Степан Ильич – с 19.04.1944 по 14.08.1944;
- гвардии старший лейтенант Макаров Николай Михайлович – с 14.08. по 4.03.1946;
- гвардии лейтенант Муравский Леонид Яковлевич – с 28.08.1944 по 24.06.1945;
- гвардии старший лейтенант Парфёнов Василий Михайлович – с 9.07.1947 по 16.11.1948.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте