ТТД: Водоизмещение: 52,2 т. Размеры: длина - 25,3
м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м. Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых
двигателя, 1800 л.с. Вооружение: 1х76,2 мм пушка в танковой башне, РПУ М-13-М,
2х12,7 мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета. Экипаж: 17 чел. История катера:
Бронекатер пр.1124 12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание
на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре
1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный
конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125. Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке
по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала
бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем. Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись
встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА
пр.1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках
имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя
появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью
оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными
с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно
упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем
килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык,
и значительно упрощало высадку десанта. Первые серии катеров оснащались
двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная
мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при
1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года
большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер №336 был заложен в 1942 г. в Астрахани на заводе
№638 (заводской №308). Спущен на воду летом 1943 г., вступил в строй в конце 1943
г. 27.02.1944 г. вошёл в состав Азовской военной флотилии Черноморского флота.
В составе Азовской флотилии бронекатер участвовал в высадке десанта в районе мыса
Тарханкут, в разведывательных рейдах. 13.04.1944 г. перечислен в Дунайскую
флотилию. Входил в 1-й гвардейский Белградский дивизион бронекатеров. С
22.03.1944 г. именовался как БК-336. Участвовал в Ясско-Кишиневской 20-29.08.1944
г., Белградской 28.09-20.10.1944 г., Будапештской 29.10.1944-13.02.1945 гг. и
Венской 16.03-15.04.1945 г. наступательных операциях. 10.12.1944 г. при
выполнении задания в районе Вуковара на р.Дунай от попадания снарядов противника
получил повреждения корпуса и мотора, был поставлен на капремонт. В послевоенные
годы бронекатер БК-336 оставался в составе ДуВФ, а после её расформирования в
1960 г. - в составе 327 дивизиона кораблей резерва 116-й Краснознамённой бригады
тральщиков Черноморского флота. В 1965 г. все бронекатера проектов 1124
и 1125 были переклассифицированы в артиллерийские катера (АК), и катер был переименован
в АК-336. В 1960-х гг., в связи с осложнением обстановки на Дальнем Востоке,
АК-336 был снят с консервации, и по железной дороге доставлен в Хабаровск, откуда
своим ходом по Амуру прибыл в Благовещенск (Бурхановский затон), где вошёл в состав
74-й бригады речных артиллерийских катеров 49-й Краснознамённой дивизии речных
кораблей (КДРЧК) Тихоокеанского флота (Хабаровск). Вначале 1970-х гг. катер
был расформирован и сдан на консервацию. В 1973 г. катер был снят с консервации
и передан флотилии клуба "Юных моряков" города Свободного (ныне Детский
морской центр им. адмирала С.О. Макарова). В августе того же года катер прибыл
на базу флотилии - возле села Бардагон, где использовался в качестве учебного
судна. В 1980 г. он был выведен из состава учебных судов и использовался как плавучая
казарма. В 1993 г. корпус бронекатера был выкуплен частным лицом - фермером
Е.В. Бибиковым, и поставлен у причала р.Зея до лучших времен. В будущем Бибиков
хотел открыть на его борту музей, но корпус бронекатера без башен в 2013 г. после
наводнения в Приамурье затопило по самые люки. Этим катером командовали: -
гвардии старший лейтенант Пинашин Степан Ильич – с 19.04.1944 по 14.08.1944; -
гвардии старший лейтенант Макаров Николай Михайлович – с 14.08. по 4.03.1946;
- гвардии лейтенант Муравский Леонид Яковлевич – с 28.08.1944 по 24.06.1945;
- гвардии старший лейтенант Парфёнов Василий Михайлович – с 9.07.1947 по 16.11.1948.
|