ТТД:
Водоизмещение: 52,2 т.
Размеры: длина - 25,3 м, ширина - 4,1 м, осадка
- 0,9 м.
Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах.
Силовая установка: 2 бензиновых двигателя, 1800
л.с.
Вооружение: 2х76,2 мм пушки в танковых башнях,
2х12,7 мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета.
Экипаж: 17 чел.
История катера:
Бронекатер пр.1124
12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое
задание на два типа бронекатеров - большой (пр.1124)
и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г.
Ленречсудопроект закончил проектирование большого
бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного
позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125.
Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты
СССР при транспортировке по железной дороге на
открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера
занимала бронированная цитадель. Над цитаделью
в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем.
Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной.
Все детали сварных конструкций соединялись встык.
Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели
- приваривалась. БКА пр.1124 имел девять водонепроницаемых
поперечных переборок, во всех переборках имелись
люки, что обеспечивало проход в любой отсек без
опасного во время боя появления на палубе. Наличие
люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал
опыт боев, было полностью оправдано.
Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали
практически плоскодонными с вертикальными бортами.
Это исключило необходимость гнуть броневые листы
и существенно упростило технологию изготовления.
Для этого проекта характерен плавный подъем килевой
линии в носу, что позволяло катеру подходить носом
к берегу почти впритык, и значительно упрощало
высадку десанта.
Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП.
Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался
бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей
(800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась
при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался
самый полный ход. С 1942 года большинство БКА
оснащались импортными четырехтактными двигателями
"Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард"
мощностью 1200 л.с.
Вооружение этих бронекатеров значительно отличается
на различных сериях: на них ставились различные
артустановки, системы пуска реактивных снарядов
и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях
военного времени.
Всего по данному проекту было выпущен 97 бронекатеров,
широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР.
Бронекатер "БК-414" был заложен в Астрахани
на заводе №638 в 1942 г. (заводской №302). 24.11.1942
г. зачислен в списки ВМФ с последующей передачей
в Волжскую военную флотилию, спущен на воду летом
1943 г. 25.07.1943 г. поступил от промышленности
в состав КБФ для прохождения сдаточных испытаний,
29.07.1943 г. временно зачислен в состав КБФ,
10.08.1943 г. перечислен в состав Азовскую военную
флотилию, вступил в строй осенью 1943 г.
17.10.1943 г. прибыл по железной дороге из Астрахани
в Ейск, включен в состав Азовской военной флотилии
Черноморского флота.
Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10-11.12.1943
г. десантной операции.
02.11.1943 г. при следовании за десантом к косе
Чушка в Керченском проливе выскочил на песчаную
косу в районе м.Еникале, подвергся артобстрелу
батарей противника с крымского побережья, получил
пробоину в моторном отсеке 1,5 кв. м и до 30 осколочных
пробоин в корпусе в районе кормового кубрика и
хозотсека, заполнился водой и лег на грунт. Погибло
4 чел.
08.11.1943 г. ввиду невозможности восстановления
исключен из списков Черноморского флота.
29.11.1943 г. снятый с мели, при переходе на
буксире КТЩ №82 из Темрюка в Ахтари на подходе
к Ахтари попал в 8-балльный шторм, от ударов волн
бронекатер перевернулся и затонул.
1.12.1943 г. бронекатер "БК-414" был
исключен из состава ВМФ.
|