ТТД: Водоизмещение: 52,2 т. Размеры: длина - 25,3
м, ширина - 4,1 м, осадка - 0,9 м. Скорость полного хода: 19,4 узла.
Дальность плавания: 325 миль при 11 узлах. Силовая установка: 2 бензиновых
двигателя, 1800 л.с. Вооружение: 1х76,2 мм пушка в танковой башне, РПУ М-13-М,
2х12,7 мм пулемета, 2х7,62 мм пулемета. Экипаж: 17 чел. История катера:
Бронекатер пр.1124 12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание
на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре
1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный
конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125. Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке
по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала
бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем. Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись
встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА
пр.1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках
имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя
появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью
оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными
с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и существенно
упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен плавный подъем
килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык,
и значительно упрощало высадку десанта. Первые серии катеров оснащались
двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового
авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70. Максимальная
мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при
1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года
большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 97 бронекатеров, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер БК-433 был заложен в Астрахани на заводе №638 (заводской
№304 ). Спущен на воду в сентябре 1943 г., вступил в строй 10.10.1943 г., и вошел
в состав Азовской флотилии Черноморского флота. Ввиду сложной обстановки
на фронте и необходимостью скорейшей отправки бронекатера на Волжскую военную
флотилию, ни учебных задач, ни практических стрельб (если не считать ходовых испытаний)
личный состав катера не проработал. Бронекатер прямо из стапелей вышел на первое
боевое задание. Приказом командующего Волжской военной флотилии от 17.04.1943
г. первым командиром бронекатера был назначен лейтенант Фомин Дмитрий Иванович.
В ноябре-декабре 1943 г. бронекатер получил боевое крещение в ходе Керченско-Эльтингенской
десантной операции. Неоднократно прорываясь через огонь фашистских батарей, он
высадил на берег 570 десантников и перевез 20 тонн боеприпасов. В боях с кораблями
противника экипаж лейтенанта Д.И. Фомина артиллерийским огнем потопил две быстроходные
десантные баржи. В этой операции особенно отличились пулеметчик краснофлотец Лебедь,
комендор носовой баши краснофлотец Циб, главный старшина мотористов Сафронов. За
годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. БК-433 участвовал в Керченско-Эльтигенской
десантной операции 31.10-11.12.1943 г., в боях на Азовском море, затем в Белградской
28.09-20.10.1944 г., Будапештской 29.10.1944 г.-13.2.1945 г. и Венской 16.03-15.03.1945
г. наступательных операциях. 03.06.1945 г. бронекатер БК-433 участвовал
в параде Победы в г. Вена в составе кораблей Дунайской военной флотилии. С
окончанием войны корабли Дунайской военной флотилии продолжали траление и ограждение
фарватера на Дунае и несли дозорную службу. В конце 1945 г. после расформирования
бригады речных катеров БК-433 входил в состав кораблей резерва в Измаиле, впоследствии
находился на консервации. 10.10.1965 г. БК-433 вошел в состав дивизии речных
кораблей Амурской военной флотилии Краснознаменного Тихоокеанского флота (ТОФ).
А в 1971 г. этот бронекатер был исключен из списков Амурской военной флотилии
ТОФ и находился в г. Благовещенске. В 1972 г. ветераны ВМФ обратились к
Главкому ВМФ с просьбой о передаче бронекатеров в качестве исторических памятников
музеям. Распоряжением Главкома ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова
от 07.07.1979 г. бронекатер БК-433 был передан с Краснознаменного Тихоокеанского
флота в Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Боевой корабль бережно сохраняется
для будущих поколений. В течение двух лет с октября 2014 г. по октябрь 2016 г.
на бронекатере были проведены ремонтно-реставрационные работы. ОАО "Хлебниковский
машиностроительный судоремонтный завод" (Председатель Совета директоров Косыгин
А.Б., технический директор Викторенков В.В.)на безвозмездной основе осуществил
дооснастку бронекатера и провел ряд работ. Большой объем реставрационных работ
провела инженерная бригада А.В. Карпова (главный инженер проекта) и Д.А. Колокольчикова.
Находясь на смотровой площадке Центрального музея Вооруженных Сил в Москве, отреставрированный
бронекатер является напоминанием подвига членов экипажа бронекатера БК-433 в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. |