ТТД: Водоизмещение: 26,5 т. Размеры: длина - 22,65
м, ширина - 3,55 м, осадка - 0,56 м. Скорость полного хода: 19,7 узлов.
Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка: 1 бензиновый
двигатель, 800 л.с. Вооружение: 1х76,2-мм орудие Ф-34 в танковой башне, РПУ
М-13-М, 2х1 12,7-мм пулемета. Экипаж: 13 чел. История катера:
Бронекатер пр.1125 12.11.1931 г. было утверждено тактико-техническое задание
на два типа бронекатеров - большой (пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре
1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера, главный
конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже Ленречсудопроект приступил к проектированию
малого бронекатера пр.1125. Бронекатера (БКА) должны были иметь малую осадку
и должны были вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке
по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса бронекатера занимала
бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался
пост управления кораблем. Конструкция корпуса была смешанной: броневая
часть делалась клепаной, остальная - сварной. Все детали сварных конструкций соединялись
встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА
пр.1125 имел восемь водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках
имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя
появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило
проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью
оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпус катера сделали практически
плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые
листы и существенно упростило технологию изготовления. Для этого проекта характерен
плавный подъем килевой линии в носу, что позволяло катеру подходить носом к берегу
почти впритык, и значительно упрощало высадку десанта. Первые серии катеров
оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель был создан на базе четырехтактного
12-цилиндрового авиадвигателя АМ-34. В качестве топлива использовался бензин Б-70.
Максимальная мощность двигателей (800 л.с. у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась
при 1850 об./мин. При этом числе оборотов достигался самый полный ход. С 1942
года большинство БКА оснащались импортными четырехтактными двигателями "Холл-Скотт"
мощностью 900 л.с. и "Паккард" мощностью 1200 л.с. Вооружение
этих бронекатеров значительно отличается на различных сериях: на них ставились
различные артустановки, системы пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных
вариациях, особенно в условиях военного времени. Всего по данному проекту
было выпущен 151 бронекатер, широко использовавшихся практически на всех водных
театрах СССР. Бронекатер №12 был заложен в Зеленодольске заводе №340 в 1941
г. (заводской №315). Спущен на воду летом 1941 г., вступил в строй в декабре 1941
г. и 10.07.1942 г. вошел в состав Волжской флотилии. Участвовал в обороне
Сталинграда. 02.10.1943 г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. 19.10.1943
г. бронекатера 1-го гвардейского дивизиона №33 и №72 вышли из Темрюка для высадки
разведгруппы севернее Керчи. В 17.45, при выходе их Темрюка бронекатер №72, шедший
вторым, подорвался на мине и затонул. Погибло 19 разведчиков, 9 членов экипажа,
осколками на БКА №33 убит солдат, и ранен командир 1-го гв. дивизиона бронекатеров.
С затонувшего катера было спасено 12 человек. Переименования катера: с 12.06.1942
г. - №42, с 18.08.1942 г. - №52, с 16.11.1942 г. - №72. |