ТТД: Водоизмещение: 26,5 т. Размеры: длина - 22,65
м, ширина - 3,55 м, осадка - 0,56 м. Скорость полного хода: 19,7 узлов.
Дальность плавания: 250 миль при 15 узлах. Силовая установка: 1 бензиновый
двигатель, 800 л.с. Вооружение: 2х1 76,2-мм орудия Лендера, 2х1 12,7-мм пулемета.
Экипаж: 13 чел. История катера: Бронекатер пр.1125 12.11.1931
г. было утверждено тактико-техническое задание на два типа бронекатеров - большой
(пр.1124) и малый (пр.1125) бронекатер. В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил
проектирование большого бронекатера, главный конструктор Бенуа Ю.Ю. Немного позже
Ленречсудопроект приступил к проектированию малого бронекатера пр.1125. Бронекатера
(БКА) должны были иметь малую осадку и должны были вписываться в железнодорожные
габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. Среднюю
часть корпуса бронекатера занимала бронированная цитадель. Над цитаделью в броневой
боевой (ходовой) рубке располагался пост управления кораблем. Конструкция
корпуса была смешанной: броневая часть делалась клепаной, остальная - сварной.
Все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор и броня приклепывались,
а обшивка вне цитадели - приваривалась. БКА пр.1125 имел восемь водонепроницаемых
поперечных переборок, во всех переборках имелись люки, что обеспечивало проход
в любой отсек без опасного во время боя появления на палубе. Наличие люков в переборках
нарушало хрестоматийное правило проектирования боевых кораблей, однако, как показал
опыт боев, было полностью оправдано. Чтобы обеспечить малую осадку, корпус
катера сделали практически плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило
необходимость гнуть броневые листы и существенно упростило технологию изготовления.
Для этого проекта характерен плавный подъем килевой линии в носу, что позволяло
катеру подходить носом к берегу почти впритык, и значительно упрощало высадку
десанта. Первые серии катеров оснащались двигателями ГАМ-34БП. Двигатель
был создан на базе четырехтактного 12-цилиндрового авиадвигателя АМ-34. В качестве
топлива использовался бензин Б-70. Максимальная мощность двигателей (800 л.с.
у ГАМ-34БП и 850 л.с. у ГАМ-34БС) достигалась при 1850 об./мин. При этом числе
оборотов достигался самый полный ход. С 1942 года большинство БКА оснащались импортными
четырехтактными двигателями "Холл-Скотт" мощностью 900 л.с. и "Паккард"
мощностью 1200 л.с. Вооружение этих бронекатеров значительно
отличается на различных сериях: на них ставились различные артустановки, системы
пуска реактивных снарядов и пулеметы в различных вариациях, особенно в условиях
военного времени. Всего по данному проекту было выпущен 151 бронекатер,
широко использовавшихся практически на всех водных театрах СССР. Бронекатер
№31 был заложен в Зеленодольске заводе №340 в 1941 г. (заводской №318). Спущен
на воду летом 1941 г., вступил в строй в декабре 1941 г. и 07.01.1942 г. вошел
в состав Волжской флотилии. Участвовал в обороне Сталинграда. С
30.04 по 18.08.1942 г. входил в состав Онежского отряда кораблей. 02.10.1943
г. вошел в состав Азовской флотилии ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской
31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. 02.11.1943.г бронекатер погиб
от подрыва на мине к северо-западу от м.Тузла. Погибли 19 моряков, в том числе
командир катера старший лейтенант И.П. Запорожец и отрядный артиллерист старший
лейтенант Б.Н. Хоржевский, а также около 40 десантников. Спаслись 2 моряка. Переименования
катера: с 18.08.1942 г. - №32, с 18.09.1942 г. - №111, с 16.11.1942 г. - №73. |