Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Катера

 
 
 
     
   Быстроходный моторный катер №312 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: 14,5 т.
Размеры: длина - 18,29 м, ширина - 3,05 м, осадка - 1 м.
Скорость полного хода: 24 узла.
Дальность плавания: 1000 миль при 14 узлах, 200 миль при 24 узлах.
Силовая установка: 3 бензиновых мотора Ван Блерка, 525 л.с., 3 вала.
Вооружение: 1х1 47-мм орудие, 1х1 37-мм орудие, 2 пулемета.
Экипаж: 8 чел.

История катера:
Быстроходный моторный катер типа "Гринпорт"

Перед Первой мировой войной в России строилось немало моторных катеров для военно-морского флота. Но начало боевых действий показало, что внимания таким катерам уделялось все же недостаточно. Чтобы создать разветвленную сеть дозоров в прибрежных водах Балтики, Севера и Черного моря, потребовалось множество быстроходных катеров с мощными двигателями внутреннего сгорания. В ту пору в стране не было предприятий, способных производить мощные высокооборотные моторы крупными сериями. Главное управление кораблестроения решило разместить заказ в США, обладавших развитым моторо- и катеростроением.

18.03.1915 г. Главное управление кораблестроения выдало наряд №2130 "Торговому дому Павел Беккель" на заказ 12 деревянных трехвинтовых моторных катеров американской фирме Greenport Ваsin & Construction Co. (строительные № 233-244). 09.04.1915 г. был подписан контракт на их поставку по 35420 американских долларов за единицу.

В начале августа 1915 г. первые 12 гринпортовских катеров - им присвоили заводские номера с 233-его по 244-й - начали погружать на пароходы, следовавшие в Архангельск, оттуда их намеревались перебрасывать по железкой дороге в Севастополь. Перевозка через океан не обошлась без потерь: пароход "Сигурд", вышедший из Нью-Йорка 10.09.1915 г. с катерами №241 и №242 на борту, пропал без вести. Другое судно с катерами №237 и №239 задержалось в Норвегии, поэтому их пришлось выгрузить и поставить на зимовку. Летом 1916 г. при погрузке катера №237 оборвались строповочные концы, он сорвался и затонул. Правда, через два дня корабль подняли, погрузили и доставили в Архангельск.

Строились эти катера тремя сериями: первая - 12 единиц (заводские номера №233-244), вторая - 6 (№245-250), третья - 18 (№254-265 и № 282-287). Из них в состав Черноморского флота вошла 31 единица.

Хотя катера официально именовались "быстроходными", они широко использовались для несения дозорной службы в районе портов, в качестве ближних разведчиков и для посыльной службы. Недостаточно мореходные для действий в прибрежных водах, они оказались прекрасно приспособленными для использования на реках. Так, наиболее активную и напряженную боевую работу вело на Дунае первое отделение катеров: постоянно совершались набеги на вражеские берега, высаживались тактические десанты и диверсионные группы в глубь вражеской территории.

Быстроходный моторный катер со строительным №234 был построен в 1915 г. в г.Гринпорт (штат Нью-Йорк, САСШ). 04.08.1915 г. прошел испытания в САСШ, показав полную скорость в 25 уз. 08.09.1915 г. был увезен из Нью-Йорка на норвежском пароходе "Falkanger", и 26.09.1915 г. прибыл в Архангельск. 21.10.1915 г. катер привезен в Петроград. К середине 1916 г. катер находился в Петрограде в Гребном порту. Затем он по железной дороге был увезен в Севастополь.

Катер вступил в состав Ччерноморского флота в марте 1916 г., получив №312 (1-й) в 1-м отделении.

К началу сентября 1916 г. в Севастополе катер прошел ремонт. После него 05.11.1916 г. приказом №308 командуюущего Черноморским флотом был переименован в №336.

К концу ноября 1916 г. катер находился в 3-м отделении на Дунае. 06.12.1916 г. огнем разогнал конный разъезд болгар. В ночь на 17.12.1916 г. вышел в разведку с катером №333. Около 03.00 прошли из Услин к Мургальскому каналу и охранял вход в него пока №333 был в канале. 05.03.1917 г. с эсминцем "Лейтенант Зацаренный" и "Лейтенант Шестаков" в составе отделения ушли из Сулина к берегам Крыма на ремонт.

После ремонта 15.09.1917 г. приказом №222 командующего Черноморским флотом был переименован в №536.

В сеердине октября 1917 г. в составе 3-го отделения пришел в Сулин из Севастополя. В середине января 1918 г. перешел на сторону Советской власти. В конце января 1918 г. ушел из устья Дуная в Одессу и оттуда в конце февраля 1918 г. в Севастополь.

01.05.1918 г. был взят в Севастополе немцами, с перименованием в МВ131. С 24.11.1918 г. перешел под контроль англо-французских интервентов. К концу января 1919 г. находился под контролем белогвардейцев.

С 26.02.1919 г. вошел в состав в МСЮР как СК 1. К середине апреля 1919 г. находился у французов на посыльно-разъездной службе в Севастополе.15-16.04.1919 г. ушел в Новороссийск. В конце июля 1919 г. увезен в Царицын по железной дороге, где вошел в состав 6-го дивизиона Речных сил Юга России. К октябрю 1919 г. был в ремонте. В конце декабря 1919 г., накануне сдачи белыми города, по железной дороге увезен в Мариуполь. 04.01.1920 г. г. взят там красными - попытку белых увезти погрузив на транспорт сорвала малая грузоподъемность портовых кранов.

Из списков МСЮР исключен - вооружение и магнето моторов катера были сняты и на ледоколе №1 увезли в Крым. Из-за их отсутствия красные в строй катер не ввели.

После капитального ремонта с мая 1926 г. находился в Ростове-на-Дону как прогулочный катер с названием "Истребитель" у яхт-клуба Северо-Кавказского Совета Профсоюзов.

Сдан на слом к середине 30-х годов ХХ века.

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте