ТТД: Водоизмещение: 14,5 т. Размеры: длина - 18,29
м, ширина - 3,05 м, осадка - 1 м. Скорость полного хода: 24 узла. Дальность
плавания: 1000 миль при 14 узлах, 200 миль при 24 узлах. Силовая установка:
3 бензиновых мотора Ван Блерка, 525 л.с., 3 вала. Вооружение: 1х1 47-мм орудие,
1х1 37-мм орудие, 2 пулемета. Экипаж: 8 чел. История катера:
Быстроходный моторный катер типа "Гринпорт" Перед Первой мировой
войной в России строилось немало моторных катеров для военно-морского флота. Но
начало боевых действий показало, что внимания таким катерам уделялось все же недостаточно.
Чтобы создать разветвленную сеть дозоров в прибрежных водах Балтики, Севера и
Черного моря, потребовалось множество быстроходных катеров с мощными двигателями
внутреннего сгорания. В ту пору в стране не было предприятий, способных производить
мощные высокооборотные моторы крупными сериями. Главное управление кораблестроения
решило разместить заказ в США, обладавших развитым моторо- и катеростроением.
18.03.1915 г. Главное управление кораблестроения выдало наряд №2130 "Торговому
дому Павел Беккель" на заказ 12 деревянных трехвинтовых моторных катеров
американской фирме Greenport Ваsin & Construction Co. (строительные № 233-244).
09.04.1915 г. был подписан контракт на их поставку по 35420 американских долларов
за единицу. В начале августа 1915 г. первые 12 гринпортовских катеров
- им присвоили заводские номера с 233-его по 244-й - начали погружать на пароходы,
следовавшие в Архангельск, оттуда их намеревались перебрасывать по железкой дороге
в Севастополь. Перевозка через океан не обошлась без потерь: пароход "Сигурд",
вышедший из Нью-Йорка 10.09.1915 г. с катерами №241 и №242 на борту, пропал без
вести. Другое судно с катерами №237 и №239 задержалось в Норвегии, поэтому их
пришлось выгрузить и поставить на зимовку. Летом 1916 г. при погрузке катера №237
оборвались строповочные концы, он сорвался и затонул. Правда, через два дня корабль
подняли, погрузили и доставили в Архангельск. Строились эти катера тремя
сериями: первая - 12 единиц (заводские номера №233-244), вторая - 6 (№245-250),
третья - 18 (№254-265 и № 282-287). Из них в состав Черноморского флота вошла
31 единица. Хотя катера официально именовались "быстроходными",
они широко использовались для несения дозорной службы в районе портов, в качестве
ближних разведчиков и для посыльной службы. Недостаточно мореходные для действий
в прибрежных водах, они оказались прекрасно приспособленными для использования
на реках. Так, наиболее активную и напряженную боевую работу вело на Дунае первое
отделение катеров: постоянно совершались набеги на вражеские берега, высаживались
тактические десанты и диверсионные группы в глубь вражеской территории. Быстроходный
моторный катер со строительным №234 был построен в 1915 г. в г.Гринпорт (штат
Нью-Йорк, САСШ). 04.08.1915 г. прошел испытания в САСШ, показав полную скорость
в 25 уз. 08.09.1915 г. был увезен из Нью-Йорка на норвежском пароходе "Falkanger",
и 26.09.1915 г. прибыл в Архангельск. 21.10.1915 г. катер привезен в Петроград.
К середине 1916 г. катер находился в Петрограде в Гребном порту. Затем он по железной
дороге был увезен в Севастополь. Катер вступил в состав Ччерноморского флота
в марте 1916 г., получив №312 (1-й) в 1-м отделении. К началу сентября
1916 г. в Севастополе катер прошел ремонт. После него 05.11.1916 г. приказом №308
командуюущего Черноморским флотом был переименован в №336. К концу ноября
1916 г. катер находился в 3-м отделении на Дунае. 06.12.1916 г. огнем разогнал
конный разъезд болгар. В ночь на 17.12.1916 г. вышел в разведку с катером №333.
Около 03.00 прошли из Услин к Мургальскому каналу и охранял вход в него пока №333
был в канале. 05.03.1917 г. с эсминцем "Лейтенант Зацаренный" и "Лейтенант
Шестаков" в составе отделения ушли из Сулина к берегам Крыма на ремонт. После
ремонта 15.09.1917 г. приказом №222 командующего Черноморским флотом был переименован
в №536. В сеердине октября 1917 г. в составе 3-го отделения пришел в Сулин
из Севастополя. В середине января 1918 г. перешел на сторону Советской власти.
В конце января 1918 г. ушел из устья Дуная в Одессу и оттуда в конце февраля 1918
г. в Севастополь. 01.05.1918 г. был взят в Севастополе немцами, с перименованием
в МВ131. С 24.11.1918 г. перешел под контроль англо-французских интервентов. К
концу января 1919 г. находился под контролем белогвардейцев. С 26.02.1919
г. вошел в состав в МСЮР как СК 1. К середине апреля 1919 г. находился у французов
на посыльно-разъездной службе в Севастополе.15-16.04.1919 г. ушел в Новороссийск.
В конце июля 1919 г. увезен в Царицын по железной дороге, где вошел в состав 6-го
дивизиона Речных сил Юга России. К октябрю 1919 г. был в ремонте. В конце декабря
1919 г., накануне сдачи белыми города, по железной дороге увезен в Мариуполь.
04.01.1920 г. г. взят там красными - попытку белых увезти погрузив на транспорт
сорвала малая грузоподъемность портовых кранов. Из списков МСЮР исключен
- вооружение и магнето моторов катера были сняты и на ледоколе №1 увезли в Крым.
Из-за их отсутствия красные в строй катер не ввели. После капитального ремонта
с мая 1926 г. находился в Ростове-на-Дону как прогулочный катер с названием "Истребитель"
у яхт-клуба Северо-Кавказского Совета Профсоюзов. Сдан на слом к середине
30-х годов ХХ века. |