ТТД: Водоизмещение: 14,5 т. Размеры: длина - 18,29
м, ширина - 3,05 м, осадка - 1 м. Скорость полного хода: 24 узла. Дальность
плавания: 1000 миль при 14 узлах, 200 миль при 24 узлах. Силовая установка:
3 бензиновых мотора Ван Блерка, 525 л.с., 3 вала. Вооружение: 1х1 47-мм орудие,
1х1 37-мм орудие, 2 пулемета. Экипаж: 8 чел. История катера:
Быстроходный моторный катер типа "Гринпорт" Перед Первой мировой
войной в России строилось немало моторных катеров для военно-морского флота. Но
начало боевых действий показало, что внимания таким катерам уделялось все же недостаточно.
Чтобы создать разветвленную сеть дозоров в прибрежных водах Балтики, Севера и
Черного моря, потребовалось множество быстроходных катеров с мощными двигателями
внутреннего сгорания. В ту пору в стране не было предприятий, способных производить
мощные высокооборотные моторы крупными сериями. Главное управление кораблестроения
решило разместить заказ в США, обладавших развитым моторо- и катеростроением.
18.03.1915 г. Главное управление кораблестроения выдало наряд №2130 "Торговому
дому Павел Беккель" на заказ 12 деревянных трехвинтовых моторных катеров
американской фирме Greenport Ваsin & Construction Co. (строительные № 233-244).
09.04.1915 г. был подписан контракт на их поставку по 35420 американских долларов
за единицу. В начале августа 1915 г. первые 12 гринпортовских катеров
- им присвоили заводские номера с 233-его по 244-й - начали погружать на пароходы,
следовавшие в Архангельск, оттуда их намеревались перебрасывать по железкой дороге
в Севастополь. Перевозка через океан не обошлась без потерь: пароход "Сигурд",
вышедший из Нью-Йорка 10.09.1915 г. с катерами №241 и №242 на борту, пропал без
вести. Другое судно с катерами №237 и №239 задержалось в Норвегии, поэтому их
пришлось выгрузить и поставить на зимовку. Летом 1916 г. при погрузке катера №237
оборвались строповочные концы, он сорвался и затонул. Правда, через два дня корабль
подняли, погрузили и доставили в Архангельск. Строились эти катера тремя
сериями: первая - 12 единиц (заводские номера №233-244), вторая - 6 (№245-250),
третья - 18 (№254-265 и № 282-287). Из них в состав Черноморского флота вошла
31 единица. Хотя катера официально именовались "быстроходными",
они широко использовались для несения дозорной службы в районе портов, в качестве
ближних разведчиков и для посыльной службы. Недостаточно мореходные для действий
в прибрежных водах, они оказались прекрасно приспособленными для использования
на реках. Так, наиболее активную и напряженную боевую работу вело на Дунае первое
отделение катеров: постоянно совершались набеги на вражеские берега, высаживались
тактические десанты и диверсионные группы в глубь вражеской территории. Быстроходный
моторный катер со строительным №235 был построен в 1915 г. в г.Гринпорт (штат
Нью-Йорк, САСШ). 10.08.1915 г. прошел испытания в САСШ, показав полную скорость
в 24,8 уз. 18.08.1915 г. был увезен из Нью-Йорка на норвежском пароходе "Starkad",
и прибыл в Архангельск. Затем он по железной дороге был отправлен в Севастополь. Катер
вступил в состав Черноморского флота в марте 1916 г., получив №313 (1-й) в 1-м
отделении. К началу сентября 1916 г. в Севастополе катер прошел ремонт.
После него 05.11.1916 г. приказом №308 командуюущего Черноморским флотом был переименован
в №325. К концу ноября 1916 г. катер находился во 2-м отделении. К июню
1917 г. был в Севастополе. 15.09.1917 г. приказом №222 командующего ЧФ стал №525.
К ноябрю 1917 г. находился в Трапезунде. 16.12.1917 г. перешел на сторону
Советской власти. В середине января 1918 г. пришел из Трапезунда в Севастополь
с гидрокрейсером "Дакия" и вместе с № 524, 526 и 528 и вышел в Батуми.
17.03.1918 г. взят грузинами. К 14.04.1918 г. ушел в Поти. Там находился в ремонте,
было решено назвать катер "Гуриец". В середине июня 1919 г. хотели назвать
"Руставели", но в конце июня 1919 г. он был сдан белым по требованию
англичан и ушел в в Новоросийск. 25.06.1919 г. плаввучий кран поднял катер
на 3-й причал для ремонта. 16.07.1919 г. после него снят на воду. 24.07.1919 г.
поднят плавучим краном на железнодорожную платформу и увезен в Севастополь. Полностью
в строй так и не вошел, хотя в приказе №1722 Глав.кома ВСЮР от 06.08.1919 г. в
списке МСЮР числился как №525. В боях не был. В середине ноября 1920 г.
был взят в Севастополе частями РККА и вскоре сдан на слом ввиду плохого технического
состояния. |