ТТД: Водоизмещение: 14,5 т. Размеры: длина - 18,29
м, ширина - 3,05 м, осадка - 1 м. Скорость полного хода: 24 узла. Дальность
плавания: 1000 миль при 14 узлах, 200 миль при 24 узлах. Силовая установка:
3 бензиновых мотора Ван Блерка, 525 л.с., 3 вала. Вооружение: 1х1 47-мм орудие,
1х1 37-мм орудие, 2 пулемета. Экипаж: 8 чел. История катера:
Быстроходный моторный катер типа "Гринпорт" Перед Первой мировой
войной в России строилось немало моторных катеров для военно-морского флота. Но
начало боевых действий показало, что внимания таким катерам уделялось все же недостаточно.
Чтобы создать разветвленную сеть дозоров в прибрежных водах Балтики, Севера и
Черного моря, потребовалось множество быстроходных катеров с мощными двигателями
внутреннего сгорания. В ту пору в стране не было предприятий, способных производить
мощные высокооборотные моторы крупными сериями. Главное управление кораблестроения
решило разместить заказ в США, обладавших развитым моторо- и катеростроением.
18.03.1915 г. Главное управление кораблестроения выдало наряд №2130 "Торговому
дому Павел Беккель" на заказ 12 деревянных трехвинтовых моторных катеров
американской фирме Greenport Ваsin & Construction Co. (строительные № 233-244).
09.04.1915 г. был подписан контракт на их поставку по 35420 американских долларов
за единицу. В начале августа 1915 г. первые 12 гринпортовских катеров
- им присвоили заводские номера с 233-его по 244-й - начали погружать на пароходы,
следовавшие в Архангельск, оттуда их намеревались перебрасывать по железкой дороге
в Севастополь. Перевозка через океан не обошлась без потерь: пароход "Сигурд",
вышедший из Нью-Йорка 10.09.1915 г. с катерами №241 и №242 на борту, пропал без
вести. Другое судно с катерами №237 и №239 задержалось в Норвегии, поэтому их
пришлось выгрузить и поставить на зимовку. Летом 1916 г. при погрузке катера №237
оборвались строповочные концы, он сорвался и затонул. Правда, через два дня корабль
подняли, погрузили и доставили в Архангельск. Строились эти катера тремя
сериями: первая - 12 единиц (заводские номера №233-244), вторая - 6 (№245-250),
третья - 18 (№254-265 и № 282-287). Из них в состав Черноморского флота вошла
31 единица. Хотя катера официально именовались "быстроходными",
они широко использовались для несения дозорной службы в районе портов, в качестве
ближних разведчиков и для посыльной службы. Недостаточно мореходные для действий
в прибрежных водах, они оказались прекрасно приспособленными для использования
на реках. Так, наиболее активную и напряженную боевую работу вело на Дунае первое
отделение катеров: постоянно совершались набеги на вражеские берега, высаживались
тактические десанты и диверсионные группы в глубь вражеской территории. Быстроходный
моторный катер со строительным №236 был построен в 1915 г. в г.Гринпорт (штат
Нью-Йорк, САСШ). 15.08.1915 г. прошел испытания в САСШ, показав полную скорость
в 24,9 уз. 18.08.1915 г. был увезен из Нью-Йорка на норвежском пароходе "Starkad",
и прибыл в Архангельск. Затем он по железной дороге был отправлен в Севастополь. Катер
вступил в состав Черноморского флота в марте 1916 г., получив №314 (1-й) в 1-м
отделении. К началу сентября 1916 г. в Севастополе катер прошел ремонт.
После него 05.11.1916 г. приказом №308 командующего Черноморским флотом был переименован
в №337. К концу ноября 1916 г. катер находился в 3-м отделении на Дунае.
23.01.1917 г. в море залило волной машинное отделение катера с выходом из строя
проводки и динамо-машин. После ремонта в строю. 02.02.1917 г. находился в разведке
у д.Журиловка, на оз.Разин пленили 5 немцев. 05.03.1917 г. с эсминцами "Лейтенан
Шестаков" и "Лейтенант Зацаренный" в составе отделения ушли из
Сулина к берегам Крыма на ремонт. Пушки и их тумбы на переход сняли на эсминцы.
В переходе зыбь и ветер до 5 баллов - утром 06.03.1917 г. зашли переждать в бухту
Корджа. Вскоре перешли в Ак-Мечеть и оттуда ушли в Севастополь. 15.09.1917
г. приказом №222 командующего ЧФ стал №537. В середине октября 1917 г.
в составе 3-го отделения пришел в Сулин из Севастополя. 03.11.1917 г. в 20 верстах
от передовых постов вместе с №538 поставили бон, перегородив Драновский канал.
10.12.1917 г. у Исакчи с ним же охранял переправу по которой через Дунай отходили
войска 47-го армейского корпуса. В середине января 1918 г.перешел на сторону
Советской власти. В конце января 1918 г. ушел из устья Дуная в Одессу и оттуда
в конце февраля 1918 г. в Севастополь. 01.05.1918 г. взят тут немцами,
числившись у них как МВ 16. С 24.11.1918 г. перешел под контроль англо-французских
интервентов. К концу января 1919 г. находился у белых. С 26.02.1919 г. числился
в МСЮР как СК 2. 15-16.04.1919 г. ушел в Новороссийск. В конце июля 1919
г. по железной дороге увезен в Царицын, находился там в 6 дивизионе Речных сил
Юга России. К октябрю 1919 г. находился в ремонте. 03.01.1920 г. взят красными
при занятии города. 04.01.1929 г. приказом по речным силам МСЮР из списков исключен
как оставленный в Царицыне. 09.01.1920 г. новый приказ об этом. Катер в
состав флота больше не входил. Из-за плохого технического состояния вероятно в
начале 20-х гг. ХХ века сдан на слом и вскоре разобран. |